+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций»

06 октября 2018 года текст Указа № 399, о котором так много говорили, и последствия реализации которого могут коснуться очень многих, опубликован на сайте НЦПИ по ссылке http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=P31800399&p1=1&p5=0.

Настоятельно рекомендую внимательно ознакомиться с текстом этого нормативного правового акта всем, у кого есть должники среди сельскохозяйственных организаций.

Поясню почему.

Указ предусматривает особый механизм оздоровления неплатежеспособных сельхозорганизаций без процедуры банкротства, в том числе путем реструктуризации их задолженности определенными способами.

Этот механизм оздоровления и эти способы реструктуризации будут применяться к сельхозорганизациям, включенным в перечни неплатежеспособных, которые должны быть утверждены облисполкомами в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Указа.

Организация будет включаться в перечень на основании разработанного этой организацией бизнес-плана (обратите, пожалуйста, внимание на этот термин, я к нему ещё вернусь ниже).

Указ не раскрывает понятие неплатежеспособности, а лишь говорит о том, что она должна приобретать или иметь устойчивый характер. Предполагаю, что сельхозорганизации и облисполкомы на основании ст. 10 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» для её определения должны использоваться коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и обеспеченности обязательств активами, предусмотренные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672. Остается надеется, что критерии неплатежеспособности будут устанавливаться так, а не по согласованию между руководителем сельхозорганизации и облисполкомом. Потому что для обычного кредитора сельхозорганизации (поставщика, подрядчика и т.п.) включение её в перечень неплатежеспособных может означать, что он многое потеряет или недополучит.

Во-первых, с момента включения сельхозорганизации в такой перечень приостанавливается начисление всех штрафных санкций (процентов, пеней, штрафов) по всем видом задолженности, кроме задолженности, возникшей после включения в перечень, и задолженности перед банками.

Во-вторых, включение в перечень подразумевает применение одного из следующих способов реструктуризации задолженности:

1) увеличение уставного фонда на сумму задолженности с передачей акций или долей кредитору;

2) отсрочка погашения на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет;

3) эмиссия облигаций и продажа их банкам;

4) прощение кредитором долга полностью или частично либо реструктуризация иным предусмотренным законодательством путем.

Посмотрим, какие последствия могут наступить в результате применения этого механизма для нашего «обычного» кредитора, не являющегося банком, не заинтересованного в том, чтобы стать участником организации-банкрота или в приобретении его акций.

Допустим, гипотетическое ООО «Весна» поставило гипотетическому коммунальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Колосок» оборудование на сумму 25 000 рублей. КУСП «Колосок» товар не оплатило и заявило о своем намерении быть включенным в перечень неплатежеспособных сельхозорганизаций в порядке, предусмотренном Указом № 399. Интересующего кредитора имущества или дебиторки, которую можно бы было уступить, у нашего «Колоска» нет. Поэтому «Колосок» предложил «Весне» выбрать один следующих вариантов реструктуризации долга:

1) ООО «Весна» прощает КСУП «Колосок» долг;

2) КСУП «Колосок» реорганизуется в ООО «Колосок», увеличивает свой уставный фонд на сумму долга и передает долю в соответствующем размере «Весне»;

3) ООО «Весна» предоставляет «Колоску» отсрочку в уплате долга на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет.

Что из этих вариантов устроит «Весну»? С большой долей вероятности мы можем предположить, что ничего. Ни простить долг, ни стать участником банкрота, ни ждать уплаты долга в течение 8 (Восьми) лет нашей «Весне» явно будет неинтересно.

Итак, ООО «Весна» не соглашается ни с одним из предложенных ей способов реструктуризации, так как они полностью противоречат её интересам. Будет ли являться несогласие ООО «Весна» основанием для того, чтобы КСУП «Колосок» не было включено в перечень неплатежеспособных сельхозорганизаций с применением к нему механизмов оздоровления, предусмотренных Указом № 399? Нет, не будет.

Указ, конечно, предполагает выбор кредиторами механизмов реструктуризации при составлении бизнес-плана. То есть, какое-то минимальное участие кредитора в его разработке предполагается. Но пунктом пятым утвержденного Указом № 399 Положения о порядке реструктуризации задолженности установлено, что если между кредитором и должником не достигнуто соглашение о порядке реструктуризации, то в бизнес-план включается условие о предоставлении отсрочки в уплате долга на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет.

То есть, если наша «Весна» не согласится с предложенными вариантами оздоровления, она в любом случае будет ждать своих денег 8 лет, за которые не будут начисляться ни проценты, ни неустойка.

При этом норма пункта пятого Положения является обязательной, и оснований для обжалования её применения в приведенном мной примере иметься не будет никаких. Не согласен кредитор на предложенные механизмы реструктуризации – будет так, как указано в Положении.

Стоит ли задавать риторический вопрос о том, будут ли равны сегодняшние двадцать пять тысяч рублей двадцати пяти тысячам рублей через 8 лет?

И обжалование такого бизнес-плана не имеет смысла, так как он будет полностью соответствовать требованиям Указа № 399.

Исходя из смысла Указа, условия погашения задолженности с отсрочкой и рассрочкой, указанные в бизнес-плане, будут обязательны для кредитора даже в том случае, если он откажется этот бизнес план согласовывать. При этом никакие доводы кредитора об ущемлении его прав и законных интересов не будут приниматься во внимание.

Хотелось бы ошибаться, но я уверен, что практика применения Указа № 399 пойдет именно по такому пути.

Поэтому всем заинтересованным я предлагаю самостоятельно сделать вывод о том, будет ли разумно активизировать действия по взысканию проблемной задолженности с сельхозорганизаций сейчас, либо стоит их отложить до включения должника в перечень, предусмотренный Указом № 399.

С уважением,

Юрист Кешишев Алексей Александрович

11 октября 2018 года

Полезная информация Статьи Образцы документов Последние новости
Внесены изменения в Инструкцию по исполнительному производству 2018-11-02 12:10:28

Продолжается совершенствование норм Инструкции по исполнительному производству, к...Подробнее

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» 2018-10-11 12:01:55

06 октября 2018 года текст Указа № 399, о котором так много говорили, и последст...Подробнее

Проверяйте своих контрагентов 2018-10-03 17:35:30

Некоторое время назад в средствах массовой информации были опубликованы материалы...Подробнее

Все новости