+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12
В связи с отменой весной этого года знаменитого 488-го Указа и включением его отдельных положений в пункт 4 статьи 33 Налогового кодекса () бизнес-сообщество с нетерпением ожидало формирования правоприменительной практики в этой сфере.
4 мая 2019 года отдельные вопросы применения норм указанной статьи разъяснил Верховный Суд Республики Беларусь (). По моему мнению, средства массовой информации как-то мало внимания уделили этим разъяснениям. Вместе с тем они уже сейчас позволяют определить каким образом будет формироваться позиция суда при рассмотрении дел, связанных с признаками минимизации сумм налоговых обязательств, совокупность каких обстоятельств будет подлежать доказыванию, каким действиям плательщика должна быть дана судебная оценка, чем может подтверждаться отсутствие реальности совершения хозяйственной операции.
Зато другой документ, принятый 9 июля 2019 года Комитетом государственного контроля, привлек гораздо большее внимание журналистов и экспертов. Речь идет об инструкции о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, утвержденной постановлением КГК от 09.07.2019 № 3 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2019 г. № 151» .
Инструкция определяет порядок составления и направления ДФР КГК субъектам предпринимательской деятельности заключений об установлении оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 НК, влекущих корректировку налоговой базы.
В свободном доступе ознакомится с текстом постановления и утвержденной им инструкцией сейчас можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, по ссылке .
Многие эксперты заявляют, что с принятием указанного документа бизнес-климат в нашей стране только ухудшится, поскольку она предоставляет самые широкие дополнительные возможности для проверяющих органов.
Не могу сказать, что у меня при ознакомлении с инструкцией сложилось такое же мнение. На мой взгляд, это, скорее, технический документ, определяющий порядок действия сотрудников ДФР в случае установления оснований, указанных в пункте 4 статьи 33 НК.
Однако моментом, на который, конечно же, сразу же нельзя не обратить внимания, является своеобразная реинкарнация в инструкции так называемого реестра лежпредпринимателей, то есть субъектов предпринимательской деятельности с повышенным риском совершения нарушений в экономической сфере, который перестал обновляться с 1 января 2019 года. Вместо этого на официальном сайте КГК будет размещаться информация о составленных заключениях. Исходя же из формулировок части первой пункта 3 Инструкции, адресатов заключений может быть гораздо больше, чем было лжепредпринимательских структур в прежнем понимании этого термина.
Также в части второй пункта 3 инструкции практически процитированы нормы Указа № 488 об обстоятельствах, которые могут указывать на «лжепредпринимательский» характер деятельности проверяемого субъекта.
Поэтому, чтобы понять последствия принятия этого документа, необходимо дождаться первой практики его применения. Поскольку постановление КГК от 09.07.2019 № 3 уже вступило в силу, время ожидания долго не продлится.
В заключение следует отметить, что с 19 июля 2019 года статья 234 «Лжепредпринимательство» вообще исключена из Уголовного кодекса Республики Беларусь. О других изменениях в Уголовный кодекс, вступивших в силу в прошедшую пятницу, вы можете узнать по этой ссылке .
С уважением
Юрист Кешишев Алексей Александрович
22 июля 2019 года
23 июля 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 291 «Об исполне...Подробнее
Опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2020 № 2...Подробнее