+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12
Одной из задач, с которой практикующему юристу в ходе оказания правовых услуг субъектам экономической деятельности приходится сталкиваться довольно часто, является защита своих заказчиков от действий недобросовестных потребителей.
Несмотря на устоявшееся общественное мнение о безусловной правоте потребителя в любой ситуации и о жульнической природе предпринимательской деятельности, я готов настаивать на том, что в этом вопросе общественное мнение глубоко ошибочно. Для абсолютного большинства предпринимателей нажива исключительно путём обмана отнюдь не является целью, а, наоборот, неприемлема. Абсолютное их большинство хочет честно зарабатывать и работать спокойно. Но, к сожалению, конфликты с потребителями возникают постоянно, и далеко не всегда продавец товара или исполнитель работ (услуг) оказывается виноват в их возникновении. Порой даже надлежащее выполнение условий договора с потребителем по качеству, срокам и так далее, совершенно не гарантирует отсутствие проблем и финансовых потерь.
Помимо откровенных мошенников, умело наживающихся на недостаточной правовой грамотности предпринимателей в области защиты прав потребителей, кризисные ситуации возникают и с вполне добропорядочными гражданами. Уже упомянутое мной общественное мнение, неверное представление об объеме своих прав и обязанностей, вздорный характер и другие подобные причины толкают потребителя на необоснованный, иногда бессмысленный, конфликт с продавцом или исполнителем.
Спор с потребителем всегда осложняется тем, что он носит яркую эмоциональную окраску, переговоры проходят в состоянии нервного напряжения для обеих сторон, потребитель легко переходит на повышенный тон, угрозы и оскорбления. Конечно, не стоит обвинять потребителя в незнании этики делового общения, но он буквально может терроризировать предпринимателя своими претензиями и действиями. В связи с этим я считаю любое такое поведение потребителя, осознанное или неосознанное, имеющее корыстные мотивы или не имеющее корыстных мотивов, потребительским экстремизмом. То есть, потребительский экстремизм – это действия потребителя, связанные со злоупотреблением правом и имеющие целью причинение вреда субъекту экономической деятельности.
Следует также обратить внимание на следующее: законодатель считает потребителя наименее защищенной стороной в отношениях с продавцом (исполнителем), законодательством ему предоставлена гораздо более существенная правовая защита. Поэтому предпринимателю надо быть готовым к тому, что его позиция в споре с потребителем заведомо будет более слабой, чем у его оппонента. Разумеется, это также играет на руку недобросовестным потребителям.
Однако противостоять потребительскому экстремизму можно и нужно. В размещенном на настоящем сайте материале «Защита от потребительского экстремизма» в разделе «Статьи» я предлагаю всем заинтересованным лицам ознакомиться с общим комплексом мероприятий, который позволит защитить розничный бизнес от недобросовестных действий мошенников и иных лиц, по тем или иным причинам, злоупотребляющих своими правами потребителя. Если в ходе прочтения материала у вас появятся вопросы, я готов ответить на них по тел. 375-29-112-28-51, 375-29-743-04-12 или по электронной почте [email protected].
С уважением
Юрист Кешишев Алексей Александрович
12.09.2017
23 июля 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 291 «Об исполне...Подробнее
Опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2020 № 2...Подробнее