+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12

Претензионный порядок и партнерские отношения

Развитие конфликта в процессе исполнения договора редко укладывается в прямолинейную схему “неисполнение обязательств – письменная претензия – ответ на претензию (отсутствие ответа) – судебное разбирательство”. Как правило, на ситуацию оказывает влияние множество факторов, включая исполнительность работников сторон, личные отношения между представителями должника и кредитора, различное субъективное восприятие ими возможных последствий возникшего спора и так далее.

Договор могут не исполнять надлежащим образом обе стороны. Но один контрагент предпочитает решать вопросы путем переговоров без предъявления письменных претензий, а второй – сразу предъявляет письменные требования. Причем, направляет их заказной корреспонденцией с обратным уведомлением, обеспечивая себя доказательствам на случай рассмотрения спора в суде.

С точки зрения юриста, второй вариант поведения выглядит, разумеется, гораздо более предпочтительным.

Допустим, одна сторона своими действиями или бездействием может препятствовать второй стороне надлежащим образом исполнять договорные обязательства. А затем, устранив препятствие, предъявить этой стороне требования, вытекающие из неисполнения договора. Очевидно, что пострадавшей стороне может быть очень трудно доказать отсутствие своей вины, если она сама не предъявляла письменных требований об устранении препятствий.

Для наглядности предлагаю рассмотреть самый простой пример, связанный с исполнением договора подряда.

Индивидуальный предприниматель заключает с организацией договор на ремонт токарно-винторезного станка. Ремонт согласно договору подлежит выполнению на территории организации. Индивидуальный предприниматель получает предварительную оплату, даже подписывает акт приемки станка в ремонт и стремится приступить к работе.

Но сначала организация никак не может остановить станок и предоставить его для ремонта, так как необходимо выполнить большое количество заказов. Потом начинается период отпусков и организовать работу индивидуального предпринимателя не представляется возможным. Индивидуального предпринимателя просят подождать, и он ждет один месяц, второй. Все эти вопросы решаются в устном порядке между индивидуальным предпринимателем и главным инженером организации. Общение доброжелательное, причин беспокоиться и не доверять нет. Зачем предпринимателю предъявлять какие-то письменные требования и портить отношения с заказчиком? Разве заказчик хочет ему зла? Ведь это просто рабочие моменты.

Однако за это время меняется руководитель организации, увольняется главный инженер. И предприниматель в связи с тем, что он не приступил своевременно к исполнению договора, получает от организации письменное уведомление об отказе от исполнения договора с требованиями о возврате суммы предоплаты, уплате пени, процентов и возмещении непокрытых неустойкой убытков, а затем и исковое заявление.

Должен сказать, что в приведенном примере у индивидуального предпринимателя шансы выиграть дело практически равны нулю. Никаких доказательств неисполнения организацией обязанности по передаче станка в ремонт он суду представить не сможет. Договор заключен, акт передачи станка в ремонт подписан, аванс получен. Все остальные личные договоренности и хорошие отношения с работниками заказчика судом во внимание приняты не будут.

Если бы наш предприниматель письменно, заказным письмом с обратным уведомлением, направил организации хотя бы одно требование о предоставлении станка в ремонт либо о соответствующем изменении сроков выполнения работы, таких бы проблем у него не было. У предприниматели были бы достаточные доказательства того, что он правомерно не приступил к работе. Но, опасаясь потерять заказчика, предприниматель себя такими доказательствами не обеспечил.

К счастью или к не счастью, принципы построения деловых отношений не соответствуют желаниям юристов. Многие считают и, надо сказать, считают обоснованно, что письменные претензии портят партнерские отношения. Действительно, уровень деловой культуры у нас таков, что представители бизнеса иногда воспринимают как личную обиду даже обоснованную претензию. Отчасти поэтому результаты разрешения конфликтов далеко не всегда бывают справедливы.

Но выход есть. Для соблюдения претензионного порядка не обязательно, чтобы ваше письмо называлось “претензия”. Не называйте его никак. Формулируйте требования не как требования, а как просьбу. Всегда предлагайте внести соответствующие изменения в договор, если контрагент просит вас повременить по каким-то причинам с исполнением вами договорных обязательств. Вообще, любые достигнутые договоренности об изменении условий уже заключенного договора, даже самые незначительные, оформляйте дополнительным соглашением к договору. Если у вас с контрагентом хорошие отношения, то он пойдет вам навстречу. Если же он отказывается сделать такую мелочь, как подписать дополнительное соглашение об изменении договорных сроков, изменяемых по его же просьбе, то сразу же делайте выводы о порядочности этого партнера. С таким общение лучше осуществлять только в письменном виде заказной корреспонденцией с обратным уведомлением.

Юрист Кешишев Алексей Александрович

15 июля 2019 года.

Полезная информация Статьи Образцы документов Последние новости
Юрист Кешишев Алексей Александрович 2019-11-02 13:41:43

Консультация юр...<a href=Подробнее

Не позволяйте себя обманывать 2019-10-21 07:42:52

В Беларуси продолжается деятельность коммерческих организаций, успешно зарабатыва...Подробнее

Презумпция добросовестности. Необходимо постановление Пленума Верховного Суда 2019-10-07 11:40:12

Проблемы определения пределов правомерной налоговой оптимизации, наличия основани...Подробнее

Все новости