+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12
***
Проценты по договору займа
Вопрос. 1 января 2018 года участник по договору займа передал ООО денежные средства в размере 5 000 рублей 00 копеек со сроком возврата 01.01.2019. Обязанность уплаты процентов и штрафных санкций по этому договору предусмотрена не была. У ООО возникли финансовые трудности и возвратить деньги в срок оно не смогло. У участника же возник конфликт с другими участниками ООО и он предъявил претензию об уплате суммы займа, процентов за пользование займом исходя из ставки рефинансирования за весь период с января 2018 года, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 366 ГК. Правомерны ли требования участника?
Ответ Требования участника к ООО совершенно обоснованны и правомерны. Поскольку в договоре займа условия об уплате процентов по займу указаны не были, они подлежат уплате за весь период пользования займом в размере, определяемом ставкой рефинансирования Национального банка. Проценты же за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 366 ГК являются мерой ответственности заемщика, подлежат начислению с момента начала просрочки возврата займа и никоим образом не влияют на уплату процентов за пользование займом.
Например, если до 29 июля 2019 года ООО сумму займа не вернуло, то участник вправе предъявить требования об уплате 5 000 рублей 00 копеек основного долга, 801 рубля 44 копеек процентов по займу исходя из соответствующих ставок рефинансирования с 01.01.2018 по 29.07.2019 (11% с 01.01.2018 по 14.02.2018, 10,5% с 15.02.2018 по 27.06.2018 и 10% с 28.06.2018 по 29.07.2019: 5000,00/100*11/365*44 плюс 5000,00/100*10,5/365*133 плюс 5000,00/100*10/365*397 = 801,44) и 287 рублей 67 копеек за пользование чужими денежными средствами за 210 дней просрочки возврата займа с 01.01.2019 по 29.07.2019 (5000,00/100*10/365*210 = 287,67). Общая сумма требований составляет 5000,00 плюс 801,44 плюс 287,67 = 6 089 рублей 11 копеек.
***
Взыскание просроченной дебиторской задолженности
Вопрос. Организация в соответствии с договором поставки передала индивидуальному предпринимателю запасные части для сельскохозяйственной техники на общую сумму 17 500 рублей 00 копеек на условиях последующей оплаты в течение 30 дней с даты поставки. С документами всё в порядке, договор и товарно-транспортная накладная оформлены надлежащим образом. Но предприниматель за товар не рассчитался, просрочка составила 120 дней. Договором предусмотрена пеня 0,15% за каждый день просрочки, то есть за 120 дней просрочки 3 150 рублей 00 копеек (17500,00*0,15%*120 = 3150,00). Каким образом с наименьшими финансовыми и временными затратами взыскать с него эту задолженность?
Ответ. Наиболее быстрым способом и чаще всего наименее затратным способом является взыскание путем совершения исполнительной надписи нотариусом. Нотариальный тариф за совершение исполнительной надписи о взыскании задолженности по договору поставки составляет 5% от взыскиваемой суммы, но не менее 10% базовой величины и не более 1000% базовой величины. Размеры нотариальных тарифов можно узнать по ссылке . То есть, в нашем случае нотариальный тариф составит 255 рублей 00 копеек. Это несколько больше, чем при такой же взыскиваемой сумме составила бы государственная пошлина в приказном производстве (на сегодня 178 рублей 50 копеек, речь об этом пойдет ниже), но значительно ниже, чем государственная пошлина в производстве исковом.
Однако, во-первых, для совершения исполнительной надписи нотариуса необходимо, чтобы должник письменно признал задолженность. Это может быть подписанный акт сверки или ответ на претензию, из которого прямо следует признание долга. Причем, если предъявляется требование о взыскании неустойки, то и сумма неустойки должна быть признана. Мне лично неизвестны случаи, когда должник по договору поставки подписывал бы акт сверки с пеней или признавал её сумму в ответе на претензию. И, во-вторых, нотариусы не взыскивают проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 366 ГК, которые конкретно в данной ситуации составили бы 575 рублей 34 копейки (17500,00/100*10/365*120 = 575,34). Отказываться от взыскания такой суммы вряд ли целесообразно.
Следующий способ – это взыскание задолженности в порядке приказного производства. Поскольку у нас взыскиваемая сумма более 300 б/в (более 7 650 рублей 00 копеек), государственная пошлина составит 178 рублей 50 копеек. Со ставками государственной пошлины при обращении в экономические суды вы можете ознакомиться по ссылке . Для взыскания этим способом задолженности по договору поставки необходимо, чтобы должник получил претензию кредитора и оставил её без ответа. Такое поведение должника расценивается законодательством как признание предъявленных требований, что позволяет кредитору направить в суд заявление о возбуждении приказного производства и получить определение о судебном приказе на взыскание заявленной суммы, в том числе основного долга и всех предусмотренных законом или договором иных платежей.
Недостатком здесь является то, что должник имеет возможность оспорить требования кредитора по надуманным основаниям путем направления в суд соответствующего отзыва. Например, не согласиться с методикой расчета заявленных требований. В этом случае суд, разумеется, откажет в вынесении определения о судебном приказе, но и государственная пошлина будет возвращена заявителю. Таким образом, кредитор ничего не теряет в деньгах, но может потерять до двух месяцев времени.
Если взыскание путем совершения исполнительной надписи или в приказном производстве невозможно (недостаточно документов, должник оспаривает сумму долга и т.д.), единственным способом взыскания остается подача в суд искового заявления. Государственная пошлина при нашей цене иска 21 225 рублей 34 копейки (17500,00 основной долг 3150,00 пеня 575,34 проценты) составит 1 061 рубль 27 копеек ().
***
Увольнение работника за неисполнение трудовых обязанностей
Вопрос. Работник не исполняет трудовые обязанности так, как это требуется нанимателю. Не выполняет планы, на рабочем месте занимается посторонними делами и т.д. Трудовой договор с этим работником заключен на неопределенный срок. Как его уволить?
Ответ. Действующей редакцией пункта 4 статьи 42 Трудового кодекса предусмотрена возможность расторжения трудового договора по инициативе нанимателя в случае систематического неисполнения работником трудовых обязанностей без уважительных причин, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания. В новой редакции статьи 42, вступающей в силу с 27 января 2020 года, пункт 4 заменен пунктом 6, который предусматривает возможность расторжения нанимателем трудового договора в случае неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.
Таким образом, наниматель вправе уволить работника, привлекавшегося к дисциплинарной ответственности за неисполнение трудовых обязанностей, в случае повторного их неисполнения. Однако я должен обратить внимание нанимателей на то, что увольнение по этим основанием само по себе является мерой дисциплинарного взыскания. А взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка. Поэтому каждому нанимателю перед применением такой меры как увольнение необходимо подумать, а будет ли суд так же, как и наниматель, оценивать соответствие увольнения тяжести совершенных работником проступков.
Юрист Кешишев Алексей Александрович
Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 29 июля 2019 года.
Уважаемые друзья! В связи с постоянно вносимыми в законодательство изменениями информация, изложенная выше, на дату прочтения вами настоящего материала может уже утратить свою актуальность. Актуальную консультацию юриста по правовым вопросам, связанным с деятельностью коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе консультацию юриста онлайн, вы можете также получить в любое время по тел. 375-29-112-28-51, 375-29-743-04-12, либо посредством формы обратной связи по ссылке «Задать вопрос юристу» или по электронной почте [email protected].
23 июля 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 291 «Об исполне...Подробнее
Опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2020 № 2...Подробнее