+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12

Вопросы юристу (25.11.2019)

***

Неисполнение встречных обязательств заказчиком по договору подряда

Вопрос. Заказчик поручил подрядчику произвести ремонт технологического оборудования. Договором подряда предусмотрено, что запасные части для ремонта по заявке подрядчика должен покупать и передавать подрядчику заказчик в течение 5 дней с даты получения заявки. Но заказчик постоянно отказывается это делать, мотивируя отсутствием денежных средств, заявки оставляет без ответа, а сроки по договору идут. Что в этом случае делать подрядчику?

Ответ. В такой ситуации подрядчик, если он ещё не начал выполнять работу, имеет право не начинать её выполнение до исполнения заказчиком его обязанностей. Если же работа уже выполняется, то подрядчик может приостановить её. Таким образом, договорные сроки выполнения работы приостанавливаются.

Подрядчик вправе также вообще отказаться от договора, а если в результате этого ему причинены убытки, то потребовать и возмещения убытков. Следует отметить, что такое право подрядчика может быть ограничено договора, поэтому перед тем как отказаться от договора подрядчик должен ещё раз проверить условия заключенного им договора.

Применительно к приведенному случаю подрядчику также необходимо иметь надлежащие доказательства неисполнения заказчиком обязательств. Например, отметка о вручении заказчику заявок в уведомлении о получении заказной почтовой корреспонденции.

***

Представление управляющему по банкротству документов, подтверждающих требования кредитора

Вопрос. Управляющий по банкротству требует, чтобы вместе с требованием кредитора ему были представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих требования, или оригиналы таких документов вместе с их простыми копиями. Заверять копии нотариально слишком долго и накладно. Но разве можно высылать третьему лицу оригиналы договоров, накладных и т.п.?

Ответ. Оригиналы документов необходимы управляющему для сверки их с копиями. Законом прямо предусмотрена обязанность управляющего возвратить оригиналы документов кредитору в течение семи дней после их получения. Поэтому вы можете выслать управляющему оригиналы документов. Однако высылать управляющему оригиналы лучше всего заказной корреспонденцией с описью вложения или, как минимум, с обратным уведомлением о вручении, а себе обязательно необходимо оставлять копии документов.

***

Выявление недостатков в объекте строительства в период гарантийного срока

Вопрос. Работы по строительству объекта были приняты заказчиком, но через полгода после этого в процессе эксплуатации объекта были выявлены нарушения по качеству, допущенные подрядчиком. Каков порядок предъявления требования подрядчику в этом случае? Будет ли достаточно направить ему претензию об устранении недостатков.

Ответ. Нет, помимо обязательного предъявления претензии законодательство устанавливает определенный порядок оформления факта выявления недостатков по объекту строительства в период гарантийного срока. В частности, необходимо оформить дефектный акт на гарантийный ремонт по форме и в порядке, установленным Минстройархитектуры. Также заказчик обязан направить подрядчику письменное извещение подрядчику о направлении его представителя для участия в составлении такого акта. Только в том случае, если в течение 5 дней после получения этого извещения подрядчик не пришлет своего представителя, акт может быть составлен заказчиком без его участия. Если же в строительстве участвовали субподрядчики, то участие их представителей в составлении акта также является обязательным.

***

Ответ потребителю и удовлетворение его требований

Вопрос. 22 ноября 2019 года покупатель сделал запись в книге замечаний и предложений субъекта торговли, потребовав заменить приобретенный им некачественный телефонный аппарат. Продавец не уверен в том, что телефон некачественный, поэтому решил провести его экспертизу. В течение какого срока продавец должен дать ответ покупателю и в течение какого срока должен заменить телефон?

Ответ. Эти вопросы регулируются одновременно законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращении граждан и юридических лиц.

Письменное обращение должно быть рассмотрено по существу, то есть должны быть рассмотрены все изложенные в нем вопросы, приняты необходимые меры и направлен по нему письменный ответ, в течение 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка – в течение 1 месяца с момента получения обращения. В рассматриваемом случае 15 дней истекает 7 декабря 2019 года. Поскольку это суббота, нерабочий день, последним днем окончания срока для направления письменного ответа следует считать первый следующий рабочий день, то есть 9 декабря 2019 года.

Требование же потребителя о замене товара ненадлежащего качества должно быть удовлетворено незамедлительно. Однако если необходима проверка качества товара (в нашем случае назначена экспертиза), то требование о замене удовлетворяется в течение 14 дней со дня его предъявления. Таким образом, указанный телефонный аппарат должен быть заменен не позднее 6 декабря 2019 года.

Юрист Кешишев Алексей Александрович

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 25 ноября 2019 года.

Подробную консультацию юриста по изложенным выше и другим правовым вопросам, возникающим в вашей предпринимательской деятельности, вы можете задать мне, связавшись по телефонам 375-29-112-28-51 (А1), 375-29-743-04-12 (МТС), по электронной почте alfalegem@tut.by, посредством мессенджеров Viber ( 375-29-743-04-12), Telegram ( 375-29-112-28-51), WahtsApp ( 375-29-112-28-51), либо через форму обратной связи на этом сайте по ссылке «Задать вопрос юристу».

Полезная информация Статьи Образцы документов Последние новости
Юрист Кешишев Алексей Александрович 2019-12-10 08:03:29

Консультация юр...<a href=Подробнее

С Днём юриста! 2019-11-29 08:49:57

Уважаемые коллеги!

Поздравляю вас (и себя тоже) с ...Подробнее

Создание банка данных исполнительных производств 2019-11-20 15:54:23

До 1 января 2021 года в Беларуси будет создан банк данных, который должен позволи...Подробнее

Все новости