+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12
После того, как Указ “о лжепредпринимательстве” утратил силу, и реестр “лжепредпринимательских структур” был отменен (http://www.alfalegem.by/new/136), единственной нормой, устанавливающей основания для корректировки налоговой базы и суммы подлежащего уплате налога, является пункт 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Отдельные вопросы применения этой нормы 4 мая 2019 года разъяснил Верховный Суд Республики Беларусь, а 9 июля 2019 года КГК утвердил Инструкцию, в соответствии с которой ДФР должно составлять заключения об установлении в деятельности субъектов оснований, влекущих корректировку налоговой базы и доплату налогов, а также последствия составления такого заключения (http://www.alfalegem.by/new/151).
Разъяснение Верховного Суда большинством представителей бизнес-сообщества и юристов было воспринято только положительно. Однако в Инструкции КГК многие увидели возрождение «лжепредпринимательского» реестра практически в прежнем виде и с теми же последствиями для субъектов хозяйствования, имевшим несчастье совершить сделку с «лжепредпринимателями». Высказывается мнение, что размещаемые на сайте КГК сведения об упомянутых заключениях и будут представлять из себя «старый» реестр «по-новому».
И вот на прошлой неделе на сайте КГК появилась первая запись о заключении, составленном ДФР КГК в соответствии с указанной Инструкцией – .
Судя по содержанию четвертого столбца размещенной на сайте КГК таблицы, основанием для составления заключения послужило отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (или хозяйственных операций), то есть наличие признаков, указанных в абзаце четвертом пункта 4 ст. 33 НК. Информация о том, в чем конкретно выражается отсутствие реальности хоз. операции в данном случае, нам недоступна. Это может быть, например, выполнение субъектом предпринимательской деятельности работ при фактическом отсутствии у него возможности для выполнения таких работ (допустим, у него не было необходимого персонала или технических средств), совершение бестоварных сделок и т.п.
Обратите внимание, в пятом столбце таблице указан некий период, составляющий промежуток времени с 22.09.2014 по 28.04.2019.
А далее всем, кто был контрагентом этого субъекта предпринимательской деятельности в указанный период, ДФР предложит скорректировать налоговую базу и доплатить налоги. Исходя из положений Инструкции КГК, всем без исключения.
Вопрос о том, все ли контрагенты указанного лица в этом периоде были недобросовестными, является риторическим. Даже «сверхлжепредпринимательская» структура параллельно с незаконной деятельностью может совершать вполне законные сделки. Но, учитывая Инструкцию КГК, добросовестным субъектам хозяйствования остается рассчитывать только на реализацию судами принципов и подходов, указанных в разъяснении Верховного Суда от 4 мая 2019 года.
С уважением,
Юрист Кешишев Алексей Александрович
23 сентября 2019 года
После того, как Указ “о лжепредпринимательстве” утратил силу, и реестр “лжепредпр...Подробнее
3 сентября 2019 года официально опубликован Указ Президента Республики Беларусь о...Подробнее