Как избежать лишних проверок налоговой инспекции: советы экспертов
Проверок налоговой инспекции боятся даже самые добросовестные бизнесмены, потому что двоечтения в законодательстве позволяют, при желании, выписывать штрафы практически каждому предпринимателю. Причем денежные санкции являются меньшим злом, ведь при ряде нарушений могут вообще запретить торговать и даже привлечь к уголовной ответственности.
Единственный способ избежать визита налоговой или отсрочить его на несколько лет – не попадать вообще в фокус внимания ФНС.
В сегодняшней статье освещены 12 основных признаков предпринимательской деятельности, наличие которых резко повышает риск проведения плановой или внеплановой проверки. Перечисленные маркеры могут присутствовать и при добросовестном ведении бизнеса, поэтому порядочные бизнесмены также должны быть начеку.
Но ознакомившись с сегодняшним материалом, предприниматели смогут откорректировать свою деятельность в нужном направлении и вывести бизнес из-под прицела налоговиков.
1. Относительно низкие налоговые отчисления
Налоговая инспекция, за счет использования онлайн-касс, отслеживает валовую выручку по каждой торговой компании. И если в среднем собственник магазина при доходе 1 млн. в квартал платит 30 тыс.
рублей налогов, а анализируемый ИП при аналогичной выручке – 10 тыс. рублей, то вероятность проведения у такого налогоплательщика проверки резко возрастет.
Ведь у ФНС возникают подозрения в сокрытии прибыли.
Скупой предприниматель платит дважды: налоги и штрафы по итогам проверки
Средние показатели налоговой нагрузки по разным отраслям приведены в приложении № 3 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.
Например, для обычной розничной торговли ставка составляет 3,6%. То есть государство ожидает, что на каждые прошедшие по онлайн-кассе 100 тыс. рублей предприниматель заплатит 3600 рублей налогов. Если это показатель будет сильно отклоняться в меньшую сторону, то следует ожидать в ближайшее время налоговую проверку.
2. Непропорциональный рост доходов
Если декларируемые доходы предпринимателя систематически растут, а уплачиваемая в бюджет прибыль остается на одном уровне, то избежать налоговой проверки не получится. В этом случае ФНС считает, что в целях оптимизации налогообложения налогоплательщик завышает расходы.
С ростом доходов прибыль должна увеличиваться
Подобная ситуация часто наблюдается при расширении бизнеса, но налоговые органы будут разбираться в ситуации уже непосредственно при проверке.
Избежать визита налоговиков и быстро нарастить прибыль при открытии нового магазина поможет программа складского учета ЕКАМ. Она способна анализировать продажи и выявлять наиболее рентабельные позиции ассортимента, что позволяет увеличивать чистый доход пропорционально выручке. Это снизит внимание налоговиков к предприятию.
Кроме того, программа складского учета помогает создавать точные налоговые отчеты, обеспечивая беспроблемное проведение возможных проверок ФНС.
3. Низкая зарплата работников
Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.
А к косвенным признакам нарушения трудового законодательства относят как раз низкую зарплату. Если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ, то это повод для ФНС проверить такого налогоплательщика. Ведь это странно, когда средняя зарплата продавца в регионе 20 тыс. рублей, а люди работают в довольно успешном магазине всего за 12 тыс. рублей.
Предприниматели могут и самостоятельно мониторить средний уровень заработной платы в регионе, на который опирается ФНС. Эти сведения регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов платить работникам достойную официальную зарплату. Это один из способов, как избежать налоговой проверки.
4. Относительно низкая рентабельность
Налоговая инспекция отслеживает рентабельность деятельности каждого предприятия и предпринимателя, сравнивая её со среднестатистическими показателями. Если бизнес показывает прибыль выше средней по отрасли, то проверки ФНС ему не грозят. В противном случае налоговики, скорее всего, проверят компанию в плановом порядке.
Предприниматели могут сами просмотреть рентабельность различных видов деятельности в приложении № 4 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.
Рентабельность магазина сильно зависит от ассортиментной политики
Естественно, получать прибыль выше среднерыночной способны не все. И привилегии для успешных бизнесменов являются лишь стимулом для других лучше работать. Поэтому избежать налоговых проверок по этому критерию можно только обеспечивая высокую рентабельность бизнеса.
Помочь в росте прибыли может программа складского учета ЕКАМ. Она позволит оптимизировать ассортимент, увеличить рентабельность оборотных средств, упростить учет и создать программу лояльности для клиентов. В комплексе это даст хороший прирост прибыли и позволит избежать налоговых проверок.
5. Миграция между налоговыми органами
Как ни странно, избежать налоговой проверки можно, сменив место регистрации. Если предприниматель «убегает» от налоговиков неоднократно, это является основанием для проведения срочной внеплановой проверки.
Изменение места регистрации предприятия должно иметь четкое обоснование
В первую очередь под подозрение попадает «миграция» между различными структурными подразделениями ФНС. Таким образом, смена места регистрации субъекта хозяйствования в рамках одного налогового округа не вызовет подозрений.
Также нежелательным является изменение регистрационного адреса в преддверии планового визита налоговиков. Это расценивается, как явная попытка избежать налоговой проверки. Поэтому такие ситуаций лучше не создавать.
6. Работа с подозрительными контрагентами
Налоговая служба постоянно ищет и выявляет фиктивные фирмы-«однодневки», создаваемые для отмывания денег и незаконного занижения налогооблагаемой базы. Причем в прицел попадают не только сами подозрительные компании, но и их контрагенты. Поэтому денежные расчеты предпринимателей с фирмами-«однодневками» являются прямым основанием для проведения проверки.
Также подозрение налоговиков вызывают поставки товаров через цепочку посредников, особенно если они зарегистрированы по одному адресу или на одного собственника. Ведь такая схема работы часто используется для ухода от налогов. Поэтому чтобы избежать налоговой проверки, нужно тщательно проверять своих поставщиков.
7. Деятельность с высоким уровнем налогового риска
Суд над фиктивными предприятиями часто заканчивается признанием их сделок фиктивными с налоговой точки зрения. Таким образом, все оплаты этим фирмам не должны учитываться в составе валовых расходов, а суммы полученного НДС – в составе налогового кредита. Подобная ситуация приводит к необходимости пересчета в большую сторону уплаченных налогов у всех контрагентов фиктивных компаний.
Сотрудничество с фиктивными фирмами – неоправданный риск
Кроме того, наличие длительных финансовых взаимоотношений с нечистоплотными фирмами рассматривается, как деятельность с высоким налоговым риском. И это большая проблема, потому как в таком случае избежать налоговой проверки не удастся никому.
Исключить подобные ситуации могут только добросовестные налогоплательщики, дотошно проверяющие всех своих контрагентов.
С этой целью каждый предприниматель может самостоятельно оценить уровень налогового риска компании по критериям, описанным в п. 12. приложения № 2 Приказа ФНС №ММ-3-06/333 от 30.05.2007 г.
Если по результатам анализа появляется подозрение в фиктивности фирмы, лучше отказаться от сотрудничества с ней.
8. Приближение к предельным показаниям спецрежимов
Каждый из спецрежимов – ПСН, УСН, ЕНВД, ЕСХН – имеет свои предельные показатели по денежном обороту, количеству работников и прочим критериям.
При их превышении налогоплательщик обязан выбрать более хлопотные и затратные режимы налогообложения. Поэтому многие предприниматели стараются не выходить за установленные рамки, зачастую нарушая при этом законодательство.
Но они допускают ошибку, так как в таком случае не избежать налоговой проверки.
Налоговые спецрежимы созданы преимущественно для малого бизнеса
ФНС отслеживает предпринимателей, которые в течение года неоднократно приближаются на 1-5% к граничным критериям работы на спецрежимах. У налоговиков возникает подозрение, что в какой-то момент времени предприниматель перестает показывать доходы или нанимать работников официально. Для проверки этих выводов и назначаются налоговые проверки.
Поэтому при расширении бизнеса предпринимателям рекомендуется своевременно переходить на соответствующие налоговые режимы и не пытаться обмануть ФНС.
9. Налоговый вычет по НДС выше 89%
Одним из крупнейших налогов является НДС, поэтому предприниматели пытаются уменьшить его сумму самыми разнообразными способами. Следует отметить, что легальных инструментов для минимизации НДС довольно мало, поэтому некоторые компании используют для занижения налогооблагаемой базы фиктивные операции.
Высокий естественный налоговый вычет по НДС может быть у экспортеров
Но увлекаться сокращением НДС не стоит, потому что налоговая инспекция акцентирует свое внимание на налогоплательщиках, у которых доля вычетов за год с начисленного налога более 89%. Если у предприятия данный показатель выше, значит к нему в ближайшее время придут налоговые инспектора с проверкой.
10. Регулярные убытки
Если предприниматель на протяжении двух или более лет показывает в налоговой отчетности убытки, то ФНС расценивает данный факт, как попытку уйти от налогообложения. Особенно это касается торговой сферы. Действительно, какой смысл торговать себе в убыток на протяжении столь длительного периода?
Грамотный предприниматель в целях оптимизации затрат всегда будет показывать минимальную прибыль. Главное делать это при помощи легальных налоговых инструментов без нарушения законодательства. И лучше не уходить в зону убытков, иначе налоговики сразу нацелят на вас свое внимание.
11. Игнорирование требований налоговиков
Предприниматели регулярно подают в налоговую инспекцию декларации и отчеты. Все чаще это делается через электронный кабинет налогоплательщика.
При наличии несоответствий в предоставленной отчетности, ФНС может отправить предпринимателю электронное сообщение с целью исправить или разъяснить выявленные нарушения. Отсутствие реакции на это со стороны налогоплательщика в течение 5 рабочих дней является основанием для проведения у него внеплановой проверки.
Свои уведомления ФНС может отправлять и по обычной почте. В любом случае предприниматель должен отреагировать на них и предоставить ответ в 5-дневный срок. Только так можно избежать налоговой проверки.
12. Расходы ИП идут вровень с доходами
Минимальная систематическая прибыль может вызывать подозрение у налоговиков. Например, если предприниматель ежеквартально на протяжении 1-2 лет показывает чистый налогооблагаемый доход в сумме 1-2 тыс.
рублей. Ведь все понимают, что существуют сезонные всплески и спады продаж, случаются форс-мажорны. Поэтому постоянно обеспечивать естественным образом столь маленький зазор между доходами и расходами невозможно.
Синхронность роста доходов и расходов вызывает подозрительность
Проблема в том, что и постоянные убытки также привлекут внимание налоговой инспекции и могут стать причиной проверки. Чтобы избежать этого, следует показывать в отчетности реальные показатели. Честность – лучшая прививка от штрафов по итогам налоговой проверки.
Подытоживая, можно сказать, что ФНС знает обо всех уловках предпринимателей, не желающих делиться доходами с государством, и постоянно работает над новыми методами выявления таких налогоплательщиков.
Поэтому лучше работать честно, не волнуясь о проверках и их возможных последствиях. В долгосрочной перспективе это обеспечит компании хороший имидж как среди клиентов, так и среди контролирующих органов.
Как избежать лишних проверок налоговой инспекции и что делать, если всё же пришли: рекомендации экспертов и чек-лист плановой проверки
Известная крылатая фраза гласит: «Заплати налоги и спи спокойно». Как показывает практика, вовремя и в полном объеме перечислять деньги в бюджет недостаточно. Мы собрали рекомендации специалистов чат-бухгалтерии Фингуру, следуя которым, вы минимизируете вероятность появления инспекторов ФНС в своем офисе. В конце статьи найдете чек-лист плановой проверки на случай, если избежать проверки не удалось.
Чтобы подготовиться к визиту сотрудников налоговой, пожарной инспекции и Роспотребнадзора, прочтите детальную статью в нашем блоге. В ней собраны практические советы, основанные на многолетнем опыте экспертов консалтинговых и бухгалтерских компаний.
Как избежать лишних проверок налоговой инспекции
- Корректно составляйте и храните документы, подтверждающие расходы.
- Контролируйте показатели бизнеса.
- Проверяйте контрагентов.
- Реагируйте на требования налоговой.
Если у налогового инспектора возникнут сомнения, он может признать расходы необоснованными и пересчитать сумму налога к уплате. Важно, чтобы в поле «Назначение платежа» была четкая формулировка, которая соответствует роду деятельности компании.
Оплачиваете услугу — получите у исполнителя акт выполненных работ. Купили товар — нужна накладная. Если вы с контрагентом в разных городах, есть риск, что какие-то документы будут утеряны почтой. Лучше перейти на электронный документооборот и не переживать об этом.
Слишком низкая или высокая рентабельность, зарплата и налоговая нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли в регионе, расходы, долгосрочно превышающие доходы, больше 89% вычетов по НДС — всё это может привлечь внимание налогового инспектора и привести к проверке.
В компании должен быть кто-то, кто отслеживает цифры и бьет тревогу, если они отклоняются от нормы: бухгалтер, генеральный директор, финансист.
Если свяжетесь с фирмой-однодневкой, вас могут заподозрить в отмывании денег, что чревато проверкой и блокировкой расчетных счетов компании. Назначьте ответственного сотрудника и поручите ему проверять всех, с кем планируете иметь дело.
Для этого можно использовать один из специализированных сервисов. Например, «Прозрачный бизнес» от ФНС.
На все запросы от ФНС нужно вовремя отвечать, иначе рискуете усугубить ситуацию. Если коммуникация с контролирующими органами ведется по почте, убедитесь, что по адресу регистрации кто-то регулярно получает письма и передает их вам. Более удобно и менее рискованно перейти на электронный документооборот.
Доверив бухучет в своей компании нам, вы можете быть спокойны — сами обработаем корреспонденцию от налоговой и в срок ответим на требования, снизив тем самым вероятность проверки.
Чек-лист плановой проверки: что делать, если к вам всё же пришли
- Выделите инспекторам отдельное помещение для работы, чтобы они не пересекались с сотрудниками и клиентами.
- Заранее проинструктируйте сотрудников на предмет того, как вести себя с проверяющими, что можно говорить, а что — нет (и периодически проверяйте, помнят ли они ваши рекомендации). В идеале общаться с представителями ФНС должны только директор, юрист и бухгалтер, остальным лучше не вступать с ними в диалог.
- Передавайте инспекторам только те документы, которые они запросили. Больше — не значит лучше.
- Не нервничайте и не хамите, общайтесь с проверяющими спокойно. Они выполняют свою работу, настраивать их против себя незачем.
- Не подписывайте пустые бланки и документы, с текстом которых вы не согласны.
Идеальная ситуация — когда налоговая с проверкой не приходит. Этого можно добиться, тщательно выбирая контрагентов, вовремя уплачивая налоги в полном объеме, обеспечив порядок в документообороте и бухучете. В этом поможет грамотный бухгалтер с опытом работы в вашей сфере.
Мы подготовили также чек-листы проверки организации пожарными инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!
Хочу все знать!
Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса
Как избежать налоговой проверки и сэкономить 24 млн
История о том, как мне удалось снизить требования ФНС на этапе предвыездной проверки.
Не так давно ко мне обратилось за помощью акционерное общество (назовем его просто «Налогоплательщик»), в отношении которого налоговики проводили модные нынче контрольно-аналитические мероприятия (КАМ, или по-простому — предвыездная проверка).
ФНС требовала от компании, применявшей общую систему налогообложения, доплатить 50 млн руб. Предприятие с претензиями налоговой было не согласно, но не хотело нарываться на неприятности. Моей задачей было помочь доверителю выйти из ситуации с минимальными потерями.
Час доплаты
Прежде, чем перейти к сути дела, необходимо дать читателям некоторые пояснения. Ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о налогах и сборах не содержит определения контрольно-аналитических мероприятий.
В реальности КАМ — это торг между налоговой и налогоплательщиком на этапе до назначения выездной налоговой проверки.
Задача ФНС — увеличить налоговые сборы, задача компании — по возможности отбиться от доначислений и при этом не навлечь на себя более страшную кару — выездную налоговую проверку, которая обойдется дороже и по времени, и по деньгам.
https://www.youtube.com/watch?v=XxeW2Ys4Rc4\u0026pp=ygV80JrQsNC6INC40LfQsdC10LbQsNGC0Ywg0LvQuNGI0L3QuNGFINC_0YDQvtCy0LXRgNC-0Log0L3QsNC70L7Qs9C-0LLQvtC5INC40L3RgdC_0LXQutGG0LjQuDog0YHQvtCy0LXRgtGLINGN0LrRgdC_0LXRgNGC0L7Qsg%3D%3D
Обычно КАМ возникают не на пустом месте. В первой половине календарного года налоговая по своим каналам собирает информацию, которая может свидетельствовать о неполной уплате налогов за три предшествующие года.
Например, у одного налогоплательщика обнаруживаются признаки умышленного дробления бизнеса с целью минимизации налоговых платежей. У другого среди контрагентов находят «техническую» фирму.
У третьего обязательства по сделке не могли быть исполнены контрагентом. Короче, налоговая копает…
После этого между налоговиками и компаниями начинается обмен письмами. Первые требуют, вторые оправдываются. Проводятся опросы должностных лиц налогоплательщика и встречи в налоговой. Длиться это может несколько месяцев.
В результате налогоплательщик «добровольно» доначисляет и уплачивает налоги и пени и представляет уточненные налоговые декларации.
Если не отвечать на требования налоговой, не сотрудничать с ней и не доплачивать налоги, то вероятность заполучить выездную проверку приблизится к 100%. Поэтому больше половины налогоплательщиков уточняются добровольно-принудительно на этапе КАМ.
Благодаря этому ФНС ежегодно снижает план налоговых проверок и при этом увеличивает поступления в бюджет. Таким образом, КАМ сегодня — это один из основных способов досудебного урегулирования налоговых споров.
Если у Вас есть вопрос по банкротству, субсидиарке или защите личных активов, подпишитесь на рассылку на нашем сайте. Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.
И все бы хорошо, если бы не одно но.
Так как ни самого понятия КАМ, ни порядка их проведения в законе нет, то отсутствует также и законодательное закрепление прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов в ходе этих мероприятий.
Процедуры принятия решений по результатам КАМ и гарантий соблюдения договоренностей, достигнутых между налоговиками и налогоплательщиком в ходе мероприятий, тоже нет.
Это означает, что налогоплательщик после полугода переписки со своей налоговой инспекцией может в добровольно-принудительном порядке сдать уточненные налоговые декларации и доплатить согласованные с инспекцией налоги и пени, а после этого все равно получить выездную проверку. Если налоговая инспекция или вышестоящее управление ФНС решат, что сумма маловата.
На Налоговом конгрессе, состоявшемся в ТПП РФ в ноябре 2020 года, бизнес-сообщество и налоговые эксперты предлагали руководству ФНС закрепить в Налоговом кодексе нормы, регулирующие порядок и сроки проведения контрольно-аналитических мероприятий, а также права и обязанности сторон и порядок закрепления результатов КАМ (к примеру, в форме мирового соглашения).
Однако, представители ФНС полагают, что подобного правового регулирования не требуется.
При этом они ссылаются на добровольный (!) характер взаимодействия налогоплательщика с налоговым органом в ходе контрольно-аналитических мероприятий.
По их мнению, вопросы истребования документов (информации) и вызова должностных лиц налогоплательщика для дачи пояснений урегулированы Налоговым кодексом РФ. Этого, мол, достаточно.
Суд да дело
Вернемся теперь к нашему случаю. Налогоплательщик обратился ко мне на заключительном этапе препирательств с налоговиками. До этого он в течение пяти месяцев (с июля по ноябрь) самостоятельно участвовал в контрольно-аналитических мероприятиях.
За это время налоговый орган направил в адрес компании три информационных письма с предложениями, а по сути требованиями, представить пояснения и документы в связи с возникшими расхождениями по суммам налогов, уплаченных в 2016–2018 годах.
Компания сотрудничала с налоговой и направляла ей соответствующие документы: счета-фактуры, договоры, акты выполненных работ, оборотно-сальдовые ведомости. Часть вопросов удалось снять, компания согласилась доплатить в казну порядка 25 млн рублей. Но оставались неурегулированными претензии по налогу на прибыль и НДС примерно на такую же сумму.
https://www.youtube.com/watch?v=XxeW2Ys4Rc4\u0026pp=YAHIAQE%3D
Проблема была в том, что налоговая раскопала два старых арбитражных дела, выигранных Налогоплательщиком.
В первом случае компания обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг, во втором — о взыскании неосновательного обогащения (по ходу процесса предмет второго иска изменили также на взыскание задолженности).
Налоговая посчитала, что решения арбитражных судов являются основанием для взыскания с компании дополнительных сумм по налогу на прибыль и НДС.
Это означало, что Налогоплательщику придется доплатить в бюджет еще примерно 24,5 млн, из них 10,5 млн руб. НДС и около 14 млн руб. налога на прибыль плюс набежавшие пени.
Выиграть время
Задача была не из легких. Мне нужно было быстро свести воедино материалы двух объемных и запутанных арбитражных дел с длинной предысторией и нормы Налогового кодекса РФ и найти ответ на главный вопрос: почему Налогоплательщик не должен доплачивать в бюджет?
Между тем, уже через пять рабочих дней после моего появления в компании генеральный директор должен был идти в налоговую на заседание комиссии для подведения итогов пятимесячных контрольно-аналитических мероприятий. Необходимо было выиграть время, и я решила обернуть недостаток КАМ себе на пользу.
Так как мероприятия — дело добровольное и регламента их проведения нет, я подготовила, а Налогоплательщик направил в налоговую, ходатайство о переносе срока проведения комиссии на две недели. Обоснование: необходимость подготовки аргументированных возражений на требования налоговой, содержащиеся в третьем информационном письме.
Ходатайство удовлетворили, мы получили отсрочку и за это время подготовили письменные пояснения. Требования налогового органа мы признали правомерными только частично.
Выработка позиции
Итак, у нас было два арбитражных дела, в которых Налогоплательщик выступал в роли истца и отсудил достаточно крупные суммы. И по каждому из них вырабатывалась отдельная позиция для переговоров с налоговой.
В первом случае требование моего клиента о взыскании задолженности за услуги по перевалке, складскому хранению и отпуску третьим лицам нефтепродуктов суд удовлетворил в полном объеме. В пользу Налогоплательщика были также взысканы судебные расходы, проценты за пользование чужими денежными средствами и государственная пошлина.
По этому делу налоговая предлагала компании:
1. представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:
- задолженность — 37 млн руб.;
- проценты за пользование чужими денежными средствами — 288,8 тыс. руб.;
- государственную пошлину — 106,6 тыс. руб.;
2. восстановить принятый к вычету НДС в размере 5,6 млн руб.
Изучив материалы этого дела (от первой инстанции до кассации), я обнаружила, что решение суда вступило в законную силу в 2015 году, то есть за пределами трехлетнего периода, который мог быть охвачен выездной налоговой проверкой. Нужно было тактично сообщить налоговой, что за этот период компания уточняться не обязана и не будет.
В пояснениях на предложение-требование налоговой мы указали, что во время камеральных проверок деклараций, в которые теперь предлагалось внести уточнения, фактов нарушений законодательства о налогах и сборах установлено не было.
Получилось, как в поговорке: «Кто не успел, тот опоздал». Это позволяло убрать из предполагаемых доначислений 5,6 млн руб. НДС 7,4 млн руб. налога на прибыль организаций соответствующие суммы пени.
Двойной счет
Во втором деле была одна сложность: первоначально Налогоплательщик заявил в арбитражном суде требование о взыскании неосновательного обогащения, но затем изменил предмет иска на взыскание задолженности. И это было нам на руку.
- По второму делу налоговая предлагала:
- 1) представить уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год и включить в состав внереализационных доходов суммы, взысканные по суду в пользу моего клиента, а именно:
- — задолженность — 32,4 млн руб.;
— судебные расходы — 188 тыс. руб.;
— государственную пошлину — 14,9 тыс. руб.;
2) восстановить принятый к вычету НДС в размере 4,9 млн руб.
https://www.youtube.com/watch?v=eV88S0YPPjo\u0026pp=ygV80JrQsNC6INC40LfQsdC10LbQsNGC0Ywg0LvQuNGI0L3QuNGFINC_0YDQvtCy0LXRgNC-0Log0L3QsNC70L7Qs9C-0LLQvtC5INC40L3RgdC_0LXQutGG0LjQuDog0YHQvtCy0LXRgtGLINGN0LrRgdC_0LXRgNGC0L7Qsg%3D%3D
Я проанализировала материалы арбитражного дела и положения Налогового кодекса РФ и пришла к выводу, что требование налоговой в части судебных расходов и государственной пошлины было законным. Это означало, что Налогоплательщику нужно будет доплатить в бюджет всего 40,6 тыс. руб.
А вот с предложением включить в состав внереализационных доходов взысканную по решению суда задолженность в размере 32,4 млн руб. мы были не согласны. И вот почему.
Для целей налогообложения прибыли Налогоплательщик признавал доходы методом начисления, поэтому сумма, присужденная арбитражом, уже была отражена в составе доходов от реализации в предыдущем налоговом периоде (на дату подписания этими сторонами актов выполненных работ).
А согласно Налоговому кодексу РФ суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не могут быть включены в них повторно.
Для того, чтобы обосновать нашу позицию, нам нужно было поднять документы 5-ти и даже 7-летней давности. Работа оказалась непростой, но благодаря хорошо налаженному в компании учету мы справились.
Что касается предложения налоговой восстановить НДС, то мы пришли к выводу, что решение арбитражного суда не порождало ни одного из обстоятельств, установленных пп. 4 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ.
Напомним, что в этом подпункте содержится закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить суммы НДС, ранее принятые к учету.
Я решила сослаться на это обстоятельство и не лезть в дебри первичных документов.
Все это позволяло уменьшить предполагаемые доначисления еще на 4,9 млн руб. по НДС 6,5 млн руб. по налогу на прибыль не платить соответствующие суммы пени.
Согласованную с Налогоплательщиком позицию я оформила в виде письменных пояснений на информационное письмо, и компания направила их в налоговую.
При выработке нашей позиции мы опирались на существующую арбитражную практику.
На ковер вызывается!
После того, как наша позиция была сформирована, предстояло защитить ее в налоговой на заседании комиссии по подведению итогов контрольно-аналитических мероприятий. Эти заседания проводятся в очной форме, онлайн-формат не предусмотрен, хотя возможность такая обсуждается.
Это самый важный этап. На заседании детально рассматривается каждый пункт требований налогового органа, а налогоплательщику предоставляется возможность обосновать свою позицию.
Нам сравнительно легко удалось доказать свою правоту в вопросе об НДС. Были приняты и доводы по решению первого суда, вступившему в силу в 2015 году.
Труднее было с налогом на прибыль по второму делу. Пришлось убеждать налоговиков, что ранее спорная сумма была уже учтена в доходах. Для этого на комиссию привезли договоры, акты взаимозачетов, «древние» налоговые декларации и соответствующие выписки со счетов бухучета. Мы изложили всю последовательность рассмотрения дела в трех инстанциях и в итоге были услышаны.
Уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год компания представила 26 декабря 2019 года. К тому времени «добровольно» доначисленные налоги и соответствующие пени были фактически уплачены.
Но, как мы помним, все договоренности, достигнутые в ходе КАМ носят джентльменский характер и никак не фиксируются, поэтому сохранялся риск, что налоговая организует камеральную проверку и все равно доначислит спорные суммы налогов.
СПРАВОЧНО: Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом (инспекцией) в течение трех месяцев после представления налоговой декларации. Акт должен быть составлен в течение 10 рабочих дней после ее окончания, еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы направить документ в адрес налогоплательщика.
Только в конце апреля 2020 года, после истечения срока, отведенного на составление и вручение налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки, мы вздохнули спокойно. Акт проверки налогоплательщику не поступил.
https://www.youtube.com/watch?v=eV88S0YPPjo\u0026pp=YAHIAQE%3D
Уточненные декларации по НДС за 2016 год не представлялись. Формально это могло послужить поводом для назначения выездной или тематической налоговой проверки. Но этот риск был снят после истечения срока назначения выездной налоговой проверки, установленного п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ.
Срок назначения ВНП за 2016 год истекал в последние рабочие дни 2019 года. Проверка не была назначена, и к середине января 2020 года инцидент можно было считать исчерпанным.
Итого
В целом исход дела можно считать весьма благоприятным для налогоплательщика. Из первоначальной суммы предполагаемых доначислений в размере 50 млн руб. мы исключили около 24,4 млн руб. И что немаловажно, ни выездная проверка, ни тематическая налоговая проверка по НДС не были назначены.
Информация в статье актуальна на дату публикации на сайте igumnov.group.
- Чтобы быть в курсе последних трендов по субсидиарке, банкротству и защите личных активов — приезжайте в гости.
- __
- Шаховцева Наталия
- профи по налоговым спорам,
- аттестованный налоговый консультант,
- советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Специализация: индивидуальное юридическое сопровождение налоговых проверок. Досудебное обжалование актов и решений налоговых органов. Представительство в суде.
Как снизить влияние налоговой проверки на бизнес — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Налоговая проверка может стать настоящим кошмаром для бизнеса, особенно для небольшого. Мы собрали полезные советы юристов о том, как предпринимателям уменьшить риск негативных последствий от проверочных мероприятий. Порой лучше согласиться с претензиями налоговиков и заплатить, чтобы избежать штрафов и дополнительного внимания к другим сделкам. Чтобы бизнес-процессы не сломались, стоит привлечь сторонних налоговых консультантов: они снизят нагрузку на штат компании и помогут найти конструктивный выход из ситуации.
Влияние выездных налоговых проверок (ВНП) на бизнес признают на уровне властей — в конце февраля об этом отчиталась Счетная палата. В ведомстве сравнивали показатели двух аналогичных компаний, одна из которых попала под проверку, а другая нет. В результате аудиторы выяснили, что выручка проверяемых фирм снижается, а разрыв составляет порядка 15%. При этом чем меньше бизнес, тем сильнее влияют проверки на показатели: так, для микропредприятий разница доходит до трети выручки, а для крупных составляет меньше 1%. Согласно данным ведомства, наибольшее влияние проверки оказывают на фирмы рынка торговли, а производственные компании страдают от проверочных мероприятий меньше всего.
Выездные налоговые проверки в последние годы сильно изменились, рассказывает партнер Федеральный рейтинг.
группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) 14место По выручке на юриста 30место По количеству юристов 40место По выручке Профайл компании
Александр Ерасов.
Если раньше это были рутинные мероприятия контроля, то теперь их сложность для бизнеса значительно выросла. «Налоговые органы выходят на выездную налоговую проверку уже с определенным пониманием и уверенностью в том, сколько должно быть доначислено налогоплательщику», — констатирует советник налоговой практики Федеральный рейтинг.
группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Международный арбитраж группа Недвижимость, земля, строительство группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Цифровая экономика группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Международные судебные разбирательства группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Частный капитал Профайл компании
Сергей Лихачев.
Чем опасны выездные проверки ФНС
Юристы считают, что основных причин для негативного влияния на бизнес две. Во-первых, это непосредственно доначисления по итогам проверки: иногда их размер может быть очень значительным для организации.
По словам Лихачева, у ФНС есть некий неформальный минимальный порог доначислений, который в столичных регионах составляет порядка 70–90 млн руб., а в других — несколько меньше.
При этом если у налоговой нет уверенности, что указанная минимальная сумма будет доначислена налогоплательщику, то ФнС, скорее всего, выездную проверку и вовсе не назначит, уверен эксперт.
Во-вторых, это административная нагрузка на время проведения проверки. Сотрудникам приходится переключаться со своих привычных задач на разбор претензий налоговой службы. Выездная налоговая проверка в любом случае требует отвлечения значительных ресурсов — временных, кадровых и материальных, подтверждает партнер Федеральный рейтинг.
группа Антимонопольное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Семейное и наследственное право группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Финансовое/Банковское право группа Международный арбитраж группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Экологическое право
Ксения Литвинова. И чем крупнее компания, тем меньше стресса для нее создает проверка налоговиков. Если же речь идет о малом и микробизнесе, то все вопросы, связанные с проведением выездной проверки, ложатся на тот небольшой штат сотрудников, который вовлечен в основную хозяйственную деятельность, а зачастую — прямо на руководство компании и даже собственников бизнеса. Поэтому в некоторых случаях вместо решения текущих бизнес-вопросов, руководство и сотрудники компании занимаются поиском запрошенных инспекцией документов.
https://www.youtube.com/watch?v=4rwWrbeYt0g\u0026pp=ygV80JrQsNC6INC40LfQsdC10LbQsNGC0Ywg0LvQuNGI0L3QuNGFINC_0YDQvtCy0LXRgNC-0Log0L3QsNC70L7Qs9C-0LLQvtC5INC40L3RgdC_0LXQutGG0LjQuDog0YHQvtCy0LXRgtGLINGN0LrRgdC_0LXRgNGC0L7Qsg%3D%3D
В среднем выездные налоговые проверки длятся девять месяцев и более. В течение всего этого времени налогоплательщик несет повышенные административные издержки, связанные с сопровождением проверки, в том числе с необходимостью отвлечения персонала на подготовку и предоставление документов.
Михаил Халецкий, партнер Федеральный рейтинг.
группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Рынки капиталов группа Санкционное право группа Банкротство (споры mid market) группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) 9место По выручке на юриста 23место По выручке 29место По количеству юристов
.
Но есть и другие негативные факторы, из-за которых влияние проверки на бизнес может оказаться разрушительным. Например, если налоговая оспорит принципиальные для компании операции, которые существенно влияют на ее организацию, выручку и денежные потоки.
К таким случаям можно отнести различные внутригрупповые операции (услуги, лицензии, заемное финансирование), передача отдельных функций на аутсорсинг, а также «дробление» бизнеса, рассказывает Лихачев.
Доначисление налогов в такой ситуации может побудить бизнес перейти к «консервативным» методам ведения дел, что в конечном счете повысит издержки и снизит доходность всего предприятия.
Пролог для проверки
Чтобы узнать о приближающейся проверке, Литвинова рекомендует пользоваться доступным в личном кабинете налогоплательщика сервисом «Как меня видит налоговая».
Эта функция позволяет посмотреть на свои показатели, относящиеся к установленным ФНС критериям риска и влияющие на включение компании в план проверок.
Полезно будет следить за конкурентами из компаний той же отрасли с похожей структурой бизнеса.
Не секрет, что претензии инспекции, отработанные на одном или нескольких налогоплательщиках, в дальнейшем предъявляются другим аналогичным компаниям. Поэтому, если вы не оказались в первых рядах, у вас есть возможность оценить риски и при необходимости добровольно скорректировать налоговые обязательства, не дожидаясь назначения проверки.
Ксения Литвинова
Часто бизнес может узнать о будущей проверке по усиливающейся активности налоговиков, уверен Ерасов. Это связано с тем, что до назначения самой проверки налоговые органы проводят так называемый предпроверочный анализ, направленный на поиск предполагаемых нарушений.
Эти нарушения затем могут стать предметом более глубокого анализа в рамках ВНП.
Во время такого анализа налоговики проводят, по сути, такие же контрольные мероприятия, как и при налоговых проверках, наиболее распространенные из которых — запрос документов у налогоплательщиков и их контрагентов, а еще допросы.
Адвокат Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование Профайл компании
Олеся Лепехина рекомендует не игнорировать предпроверочный анализ, а сопровождать так, как будто уже началась выездная проверка.
На этом этапе важно убедить налоговые органы в корректности отражения тех или иных операций. Эксперт предлагает бизнесу взаимодействовать с налоговыми органами: выходить на связь, ходить на дачу показаний, созваниваться с инспекторами.
Все это поможет лучше понять, какие проблемные стороны инспекция видит в деятельности налогоплательщика, и основательнее подготовиться к проверке.
Если по результатам предпроверочного анализа налоговики усматривают потенциальные нарушения, об этом сообщают компаниям и предлагают «добровольно» доплатить соответствующие налоги и пени.
Лихачев советует так и поступить, если претензии налоговой выглядят обоснованными. Ведь добровольная уплата налога по отдельным операциям, оспариваемым налоговым органом, как правило, будет меньше, чем возможная сумма доначислений после выездной проверки.
Кроме того, доплата позволяет избежать 40%-го штрафа от неуплаченной суммы налога.
https://www.youtube.com/watch?v=4rwWrbeYt0g\u0026pp=YAHIAQE%3D
Нужно понимать: добровольная уплата налога не гарантирует, что выездная проверка не будет назначена либо что у налоговой не возникнет новых претензий к операциям и деятельности налогоплательщика.
Сергей Лихачев
Вот-вот уже почти проверка
Если отказаться платить, можно с уверенностью ждать скорое назначение выездной проверки. В таком случае старший налоговый консультант Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
Алексей Станчин рекомендует предпринять несколько шагов:
✔ Выделить персонал, который будет заниматься вопросами проверки.✔ Поднять контактные данные контрагентов: поставщиков, подрядчиков и других. От них может понадобиться информация о сделках.
Кроме того, эксперт рекомендует актуализировать контакты с бывшими сотрудниками, которые владеют важной информацией о каких-либо сделках.
✔ Уточнить информацию о сотрудниках, которые ответственны за договоры, например участвовали в согласовании условий, подписывали и принимали результаты их исполнения.
✔ Разъяснить работникам, как будет идти проверка, их права и действия при мероприятиях налогового контроля, таких как выемка, осмотр, допрос. «Эффективное средство для этого — провести тренинг», — уверен Ерасов.
Но главное при выездной налоговой проверке, конечно, документы. Именно по ним налоговая будет выяснять, все ли в порядке со сделками и операциями. Если документов не хватит и подтвердить реальность отношений с контрагентом будет нечем, ждите доначислений.
А документов может потребоваться много.
Поэтому Лепехина советует провести внутренний аудит налогового учета бизнеса, чтобы выявить операции, где недостаточно документов или где они по какой-либо причине были утрачены, и восстановить их.
Например, добыть копии документов у контрагентов. Стоит запросить информацию о трудовых и технических ресурсах контрагента, изготовителе товара, подсказывает Станчин. Это поможет доказать реальность отношений.
По самым «денежным» сделкам компании стоит иметь так называемый защитный файл, советуют Ерасов и Литвинова. То есть по таким сделкам у проверяемой компании должны быть готовы как все подтверждающие документы, так и правовая позиция.
Проверка здесь: содействие налоговой и помощь извне
Предпринимателю, который не подготовился к проверке, следует сначала оценить, смогут ли штатные работники компании эффективно сопроводить налоговую проверку, включая работу с проверяющими и теми рисками, которые привели к назначению проверочных мероприятий.
Практика ФНС обобщила практику по налоговой реконструкции
Если решили действовать своими силами, надо проинструктировать сотрудников о том, как себя вести в случае неожиданных визитов налоговых и правоохранительных органов, советует Лихачев.
Важно разъяснить подчиненным права и обязанности при проведении налоговой проверки, запастись резервными копиями документов и значимой для бизнеса информации.
Передачу документов налоговым органам следует тщательно фиксировать, как и нарушения, допущенные проверяющими при внезапных осмотрах, выемках и обысках.
Если внутренних ресурсов недостаточно, нужно привлекать внешних консультантов для сопровождения проверки, рекомендует Халецкий.
Сторонний специалист может с холодной головой проанализировать претензии налогового органа, понять, где у налогоплательщика сильные и слабые стороны в его стратегии защиты, поддерживает мнение коллеги Лепехина.
Большинство споров о доначислениях заканчиваются на досудебной стадии, отмечает юрист. Поэтому налогоплательщик может договориться с инспекцией при подаче возражений на акт проверки и заключить соглашение о финальном объеме доначислений.
Добровольная уплата налога после назначения выездной проверки не освобождает от назначения штрафа, но, как правило, учитывается налоговым органом как смягчающее обстоятельство, позволяющее снизить размер штрафа в несколько раз, подчеркивает Лихачев.
При проверке необходимо находиться в рабочем контакте с проверяющими и ни в коем случае не противодействовать налоговому контролю, уверен Лихачев. Напротив, нужно стараться эффективно организовать процесс взаимодействия с проверяющими. Иначе можно получить внезапные обыски, выемки и допросы, которые могут существенно нарушить текущие бизнес-процессы компании, предупреждает эксперт.
Практика Когда с директора взыщут не уплаченные фирмой налоги
Лихачев иллюстрирует важность коммуникации с инспектором примером из практики. Инспекция направила требование предоставить документы, а сотрудники налогоплательщика в ответ попросили продлить срок на эту задачу.
На следующий день проверяющие в сопровождении силовиков нагрянули в офис клиента, произведя выемку бумаг и парализовав деятельность фирмы на весь день.
Оказалось, направленное клиентом заявление налоговики расценили как попытку организации продлить срок, чтобы скрыть важные документы.
Старший юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» ЮК Федеральный рейтинг.
группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (корпоративные споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 4место По количеству юристов 11место По выручке 25место По выручке на юриста Профайл компании
Александр Земченков при этом обращает внимание на склонность налоговых органов к созданию искусственной нагрузки на бизнес во время проверки. Иногда они просят слишком много документов, которые даже не касаются предмета проверки. «Только специалисты, которые постоянно сопровождают проверки, смогут выявить незаконные избыточные требования и выстроят верный алгоритм предоставления информации в объеме, позволяющем исключить повторные запросы», — заключает эксперт.
Даже если налоговая служба не проявляет интереса к вашему бизнесу, уделяйте должное внимание документообороту, особенно по расходным операциям, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, советует Литвинова. «Как показывает практика, когда возникают претензии о дроблении бизнеса, компании даже не могут представить бумаги, подтверждающие расходы по своей основной деятельности», — отмечает юрист.
Обычно проблемы, возникающие при проверках, вызваны именно тем, что почти все компании при желании достигнуть максимальных показателей по выручке наплевательски относятся к документообороту, резюмирует Земченков.