Как подготовиться к налоговой проверке и как вести себя с проверяющими
Проверяющие в офисе, магазине или ресторане — страшный сон любого предпринимателя. На самом деле, если знать, какие документы запрашивает налоговая при проверке, на что вы имеете право и как разговаривать с инспекторами, всё пройдет гладко и без последствий для бизнеса. Наше руководство поможет разобраться в процедуре проверки и подготовиться к ней!
Рекомендуем также прочесть подробный материал о разновидностях налоговых проверок, сроках их проведения и порядке обжалования. После этого вопросов у вас точно не останется.
Как подготовиться к налоговой проверке: практические рекомендации
Открывая фирму, уделите должное внимание выбору надежного бухгалтера. Это — залог того, что инспекторы ФНС будут появляться на пороге крайне редко или не придут совсем. Если документы, бухгалтерские и налоговые и регистры в порядке, налоги рассчитаны верно, декларации сданы в срок, а на все требования получен ответ, у них просто нет повода для личного визита.
Важно, чтобы документы были оформлены в соответствии с требованиями закона о бухучете и других нормативных актов. Особенно те, которые подтверждают ваше право на применение налоговых льгот, — их проверяют особенно тщательно.
Если у кого-то из контрагентов найдут признаки фирмы-однодневки, вас и главбуха могут вызвать на допрос в налоговую.
Инспекторы будут спрашивать о том, как и когда вышли на этого партнера, по каким критериям его выбрали, какой товар у него закупали, на каких условиях и т. д.
Важно не терять самообладания, отвечать спокойно и по существу — тренируйте этот навык сами и обучите бухгалтера. Остальных сотрудников попросите не отвечать ни на какие вопросы и переадресовывать проверяющих к вам, главбуху или юристу.
А еще обязательно изучите свои права и обязанности. Это поможет вести себя с проверяющими уверенно, не вызвать у них лишних подозрений и легко пройти проверку.
Как подготовиться к налоговой проверке: ваши права и обязанности
Если инспекторы ФНС пришли в офис, вы имеете право:
- проверить их служебные удостоверения, узнать цель визита и изучить приказ или распоряжение о проведении выездной проверки до ее начала;
- не подписывать документы, с текстом которых не согласны;
- обжаловать результаты проверки. Для этого нужно письменно обратиться в ФНС в течение месяца с момента получения акта.
Вы обязаны:
- по требованию предоставить любые документы, связанные с предметом проверки;
- дать инспекторам и экспертам доступ на территорию и в помещения, где осуществляете деятельность, к используемому оборудованию, транспортным средствам, товарам;
- ответить на вопросы, касающиеся предмета проверки.
Какие документы запрашивает налоговая при проверке
В Налоговом кодексе РФ нет исчерпывающего списка документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщиков в ходе выездных проверок.
У вас могут попросить любые документы, например, чтобы подтвердить право на использование налоговой льготы или вычета по НДС. Если вы ранее предоставляли в ФНС документы в ходе камеральных, выездных проверок или налогового мониторинга, требовать их повторно проверяющие не могут.
Если считаете, что инспекторы просят лишнее, можете им отказать. Оштрафовать вас за невыполнение требования в таком случае не смогут, что подтверждает Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07.
Теперь вы знаете, какие документы запрашивает налоговая при проверке, как подготовиться к визиту инспекторов и что делать, если хотите оспорить их выводы. Прочтите еще две статьи из этого цикла, чтобы полноценно разобраться в теме: о видах налоговых проверок и том, как проверить, запланирована ли проверка вашей фирмы в этом году.
Хочу все знать!
Свежие статьи про то, как экономить на полезных сервисах и получать удовольствие от ведения бизнеса
Как себя вести при выездной налоговой проверке
Выездная налоговая проверка – не повод для паники. Мы подготовили для Вас полезные рекомендации, чтобы грамотно пройти выездную налоговую проверку. Она требует от Вас компетентности и внимательности.
Что такое выездная проверка
Выездная налоговая проверка – это наиболее глубокая форма налогового контроля. Проверить Вас может только та налоговая инспекция, в которой Ваша компания стоит на учёте. При выездной налоговой проверке инспекторы исследуют три года деятельности компании, которые предшествуют проверке. Проверять могут меньше трёх лет жизни фирмы: один или два года. Но три года – это максимум.
Выезднику необходимо установить насколько правильно Вы рассчитали налоги и своевременно их уплатили.
Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции должен процессуально оформить решение о выездной проверке. Решение может быть подписано заместителем начальника инспекции, это его право.
Что такое решение
Решение о проведении выездной налоговой проверки – это процессуальный документ, он оформляется в бумажном или в электронном виде. Решение должно содержать:
- номер инспекции;
- адрес инспекции;
- дата решения;
- название Вашей компании, ИНН, КПП и адрес;
- какие налоги и сборы будут проверять;
- период проверки;
- фамилии, отчества, имена и должности проверяющих;
- подпись начальника инспекции или его заместителя.
Перед проверкой инспекторы должны ознакомить Вас с решением о проведении выездной. После ознакомления Вы подписываете решение. Указываете текущую дату, время в часах и минутах.
Проверка началась
Важно! Не препятствуйте инспекторам в проведении проверки. Иначе к выездной присоединятся оперативные сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД России. Будьте корректны, не выходите за рамки делового этикета.
Выездная проверка проводится минимум два месяца. Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.
Выездная проверка проводится минимум два месяца.
Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.
Любые процессуальные действия прекращаются, когда выездная налоговая проверка приостановлена: инспектор не может направлять запросы, требования, проводить допросы.
Если Вы получили требование о представлении документов, когда проверка приостановлена, то направьте инспектору напоминание о пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Всю переписку необходимо фиксировать. Письма, ответы на запросы, объяснения составляйте в двух копиях.
На одной из копий при получении инспектор ставит подпись и дату. Обращайте внимание на даты, они должны быть актуальными. Эту копию сохраняйте у себя.
Выездную проверку могут продлить, когда двухмесячный срок истёк. Налоговый кодекс предусматривает возможность продлить проверку ещё на 2 месяца. В особых случаях на 4 месяца. При продлении выездной проверки процессуальные действия не прекращаются Просто для их выполнения даётся больший срок.
Выездную проверку проводят на Вашей территории. Для этого Вам необходимо выделить инспекторам отдельное помещение. Если у Вас этой возможности нет, то проверку могут перенести в здание инспекции.
Для проведения проверки инспектор вправе потребовать любые документы компании, но с одним условием: документы должны иметь отношение к проверяемому периоду и налогам, указанным в решении о проверке. Эти документы необходимо предоставить. Документы следует почистить от пометок, прошить, пронумеровать, скрепить печатью и подписью.
Составьте опись документов, в тексте укажите реквизиты решения о проведении налоговой проверки и требования о представлении документов. Передайте инспектору пакет документов с двумя экземплярами описи под его роспись. Один экземпляр оставьте себе.
Сопровождать проверку должны компетентный юрист и бухгалтер. Сотрудники компании пусть общаются с инспектором только на допросах. Туда их вызовут по повестке. Личных бесед надо избегать. Неосторожно брошенное слово будет неверно истолковано и повлияет на результаты проверки.
На допрос могут быть вызваны и руководитель, и главбух. Они несут личную ответственность за нарушения компании. Поэтому они вправе воспользоваться 51- ой статьёй Конституции РФ. Однако замыкаться нельзя.
Об этом мы подробнее написали в статье «Как себя вести на допросах»
Когда у инспектора возникают к Вам вопросы по несоответствию имеющихся у него сведений, он оформляет требование о представлении письменных пояснений. Такие пояснения необходимо представить. Молчание не в Вашу пользу. Пишите без фанатизма. Цель пояснений – дать ответы на поставленные инспектором вопросы в формате «Вопрос-ответ». Не больше.
То же относится к требованию о предоставлении доступа к помещениям, которые имеют отношение к проверке. Тут не всё однозначно. Собственник на момент проверки мог расторгнуть или отказать Вам в продлении договора аренды. Это значит, что у Вас нет прав на демонстрацию помещений.
Инспекция вправе в рамках встречной проверки запросить у собственника сведения о факте аренды этих помещений Вашей компанией. Инспектор даже может вызвать собственника на допрос.
Опыт подсказывает нам: если Вы получили из инспекции решение о проведении выездной налоговой проверки, известите об этом своих партнёров. В письме укажите, что инспекторы могут запросить у них сведения по сделкам. Объясните, что это обычная практика при проведении проверок и бояться им нечего. А была ли сделка? – это единственный вопрос встречной проверки.
В завершении проверка оформляется актом, в котором инспекторы описывают нарушения и обстоятельства их выявления, излагают предложения по взысканиям. Готовьтесь направить письменные возражения. Их учтут при вынесении окончательного решения по проверке.
В каждой выездной налоговой проверке есть свои нюансы. Они зависят как от специфики деятельности налогоплательщика, так и от серьёзности организации делопроизводства в компании. На все возможные вопросы в одной статьей ответить не реально. Мы осветили самое основное. По оставшимся вопросам звоните по телефону
Как вести себя во время выездной налоговой проверки
Очевидно, что перед выездной налоговой проверкой необходимо проверить документацию и проинструктировать сотрудников о поведении во время визита проверяющих. Но очень часто проверка налоговых органов проходит не так, как ожидается.
В ходе проверки могут быть обнаружены документы и информация, выставляющие проверяемую организацию в невыгодном свете.
Таким образом, важно не только подготовиться к приезду сотрудников налоговых органов, но и не совершить ошибок в ходе проверки.
https://www.youtube.com/watch?v=pXZeHjraOLE\u0026pp=ygWCAdCa0LDQuiDQv9C-0LTQs9C-0YLQvtCy0LjRgtGM0YHRjyDQuiDQvdCw0LvQvtCz0L7QstC-0Lkg0L_RgNC-0LLQtdGA0LrQtSDQuCDQutCw0Log0LLQtdGB0YLQuCDRgdC10LHRjyDRgSDQv9GA0L7QstC10YDRj9GO0YnQuNC80Lg%3D
Когда все уже подготовлено и руководителю организации вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, нужно контролировать соблюдение со стороны проверяющих правил ее проведения и фиксировать все нарушения.
Сперва необходимо сверить список лиц, указанных в решении о выездной налоговой проверке, с личностями тех, кто действительно приехал в составе комиссии. В случае присутствия должностных лиц, не уполномоченных проводить налоговую проверку, в некоторых компаниях сразу указывают на это нарушение и не допускают их к проведению проверки.
Однако рекомендуется не озвучивать ошибку сразу, а лишь зафиксировать данное нарушение, чтобы впоследствии использовать этот аргумент при оспаривании результатов выездной налоговой проверки.
Данная рекомендация касается не только присутствия неуполномоченных проверяющих, но и других процедурных нарушений.
С каждым зафиксированным нарушением увеличивается вероятность успеха при обжаловании результатов проверки.
Все про налоговые проверки ― в экспертном курсе «Защита при налоговых проверках: практикум по всем видам контроля».
Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов.
За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.
Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. часов за 4990 руб.
Записаться со скидкой
Следующий совет — проследить, чтобы проверка проводилась только в присутствии руководителя организации или уполномоченного лица. Не стоит ругаться с проверяющими, но также и не стоит их недооценивать.
Известен случай, когда инспектор специально показывал свою некомпетентность и несерьезность, благодаря чему сотрудники проверяемой компании теряли бдительность в ходе проверки и переставали тщательно контролировать передаваемые налоговому органу документы и ответы на вопросы проверяющих. Как оказалось, такая тактика поведения была выбрана специально с целью получения информации, полезной для вычисления нарушений со стороны организации.
Из предыдущего примера вытекает следующий совет — необходимо обеспечить контроль за передачей документов проверяющим.
Для этого следует назначить ответственное лицо, через которого и будет осуществляться передача.
Таким образом, у данного сотрудника будет возможность проверить, все ли передаваемые документы соответствуют запросу налогового органа и нет ли среди них лишних, которые поставят организацию в невыгодное положение.
Составление подробной описи передаваемых документов поможет впоследствии избежать их потери, либо не допустить появления новых, поэтому при оформлении перечня бумаг рекомендуется не использовать такие формулировки как «папка с документами» и т.д.
Также не стоит забывать про право налогоплательщика на отсрочку предоставления документов, запрошенных налоговым органом. В соответствии с п. 3 ст.
93 НК РФ проверяемое лицо может подать письменное уведомление проверяющих его инспекторов об отсутствии возможности своевременно предоставить документы, при этом указав причины и даты, когда представление документов будет возможным.
Однако стоит иметь в виду, что налоговая вправе отказать в отсрочке.
Если истребуемые документы не предоставлены налогоплательщиком своевременно, согласно пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст.
93 НК РФ инспекция может расценить это как попытку уничтожить или скрыть документы, что дает ей право произвести их выемку без уведомления об этом налогоплательщика, а также доначислить налоги невыгодным для налогоплательщика расчетным методом (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ).
Следует отметить, что для выемки документов при выездной налоговой проверке требуется мотивированное постановление должностного лица налогового органа, проводящего проверку. Этот документ должен быть утвержден руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем (п. 1 ст. 94 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ выемка осуществляется в присутствии налогоплательщика с участием минимум двух понятых. Согласно п.2 ст.
94 НК РФ производить выемку документов и предметов в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени — ст. 5 УПК РФ) незаконно.
Однако это ограничение по времени не распространяется на оформление результатов выемки (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).
Перед подписанием протокола, оформленного по итогу проведения выемки, следует внимательно с ним ознакомиться и указать в замечаниях все нарушения. Согласно п.7 ст.
94 НК РФ «изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов».
На деле проверяющие часто не отражают точное количество изъятых документов, вместо этого указывая количество папок или коробок с документацией, что является нарушением.
https://www.youtube.com/watch?v=pXZeHjraOLE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Еще одной частой ошибкой, совершаемой проверяющими, является нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки, поэтому рекомендуется вести журнал посещений проверяющих, чтобы точно знать, не было ли визита представителей налоговых органов в не предназначенное для этого время.
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, но этот период может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести (п.6 ст.89 НК РФ). Ведение журнала посещений инспекторов также поможет восстановить картину событий в случае возникновения спорных ситуаций.
После окончания налоговой проверки инспекторы обязаны оформить ее результаты в виде документа (акта налоговой проверки). При этом, если вы не согласны результатами, важно не отказываться от подписания акта, а подписывать документ с добавлением о несогласии с информацией, изложенной в акте, и планируемой подаче возражений в установленном законом порядке.
Ошибочно полагать, что отказ от подписания акта сделает документ недействительным и освободит от обязательств по нему, поскольку в таком случае на основании п.3 ст. 91 НК РФ в акте будет сделана соответствующая запись.
Несмотря на огромное количество рекомендаций, опубликованных в СМИ, невозможно предвидеть все потенциальные проблемы и ошибки, возникающие во время выездной налоговой проверки. Однако обращение за помощью к специалистам с опытом проведения налоговых проверок поможет успешно пройти этот непростой период в деятельности организации.
Как вести себя при налоговой проверке
Заявления властных структур о снижении давления на бизнес, уменьшении количества контрольных мероприятий в отношении фирм не отменяют возможности налоговой проверки конкретной организации или ИП.
Статья рассказывает о том, какие виды проверок могут быть со стороны ФНС, кто рискует повстречаться с ревизором больше других и как подготовиться к такой проверке. Советы от специалистов-практиков помогут пройти проверку с наименьшими потерями финансов и нервов, а при необходимости – отстоять свои права и уменьшить бремя санкций по результатам проверки.
Как подготовиться
Прежде всего, нужно знать, по каким признакам фирма может попасть у налоговиков «под подозрение». Концепция планирования проверок отражена в документе, утвержденном приказом №ММ-3-06/333 от 30/05/07 г. налоговой службы.
Риск проверки возрастает, если:
- уровень оплаты труда ниже минимума по региону или едва его покрывает, а в среднем показатель ниже отраслевого на 10%;
- фирма показала убытки по итогам года;
- фирма меняет юридические адреса, регистрируется в разных ФНС;
- процент начисленных (уплаченных) налогов ниже средних показателей в этом регионе (экономическом секторе);
- в декларации по НДС отражена большая сумма вычетов;
- данные налоговых деклараций резко различаются с данными движения денежных средств по расчетному счету (оплата покупки, поступления за реализацию) и др.
На практике достаточно одного из поименованных в документе факторов, чтобы ФНС нашла основание проверить фирму.
Далее имеет смысл просмотреть на сайте ФНС заранее информацию о готовящихся проверках перед началом нового календарного года. Не исключена и внеплановая проверка, например, по информации от иных госорганов, по информации в налоговую от конкурентов фирмы, при выявлении уже названых факторов риска в текущем году.
До проведения любых проверок полезно изучить налоговый кодекс. Налоговые проверки, согласно ст. ст. 87, 88, 89 НК РФ, бывают двух видов: выездные и камеральные.
Первые проводятся на территории проверяемой фирмы, а во втором случае может последовать требование переслать в ФНС определенный в извещении пакет документов. «Камералка» не может быть внеплановой, поскольку проводится обычно после подачи декларации налогоплательщиком.
Кроме того, есть еще понятие встречной проверки, официально именующееся «истребованием документов» или информации о контрагенте, деловом партнере фирмы.
Камеральная проверка проводится без дополнительных решений. И если в течение 3 месяцев после подачи декларации никаких сигналов от ИФНС не поступало, значит, она закончилась успешно. Подготовиться к такой проверке в общепризнанном смысле налогоплательщик не может.
Выездная проверка предполагает обязательное истребование документов. К этому надо быть готовым. Чиновники могут потребовать любые документы, относящиеся к области проверки. Сама выездная проверка длится 2 месяца, однако может приостанавливаться (возобновляться), продлеваться по причинам, указанным в НК РФ. Общая продолжительность такого вида контроля – не более полугода.
До начала нужно успеть:
- проверить идентичность первичной документации фирмы и контрагентов;
- известить партнеров по бизнесу о проверке фирмы, чтобы они могли подтвердить при необходимости все данные;
- оставить в офисе только те документы, которые оформлены правильно и юридически законны;
- снять при необходимости несоответствия юридического адреса, почтового адреса с фактическим местонахождением фирмы;
- проинструктировать персонал о поведении во время проверки, о необходимости внятно и по существу, без лишних сведений, отвечать инспектору на его вопросы;
- если есть возможность – предоставить сотруднику ИФНС отдельный кабинет и приносить требуемые документы туда.
Как действовать в ходе проверки
В ходе проверки, например, если при «камералке» в декларации обнаружились недочеты, налоговая может затребовать пакет документов в виде их копий.
Документы следует предоставить в течение 10 дней с момента получения требования. При истребовании документов у иностранной организации срок представления – 30 дней, если речь идет о консолидированной группе налогоплательщиков — 20 дней.
Как общаться с налоговой при выездных проверках; мнение эксперта | «Правовест Аудит»
ФНС России постоянно проводит работу по совершенствованию методов налоговых проверок и обучает своих сотрудников — в связи с этим налогоплательщикам просто необходимо понимать, каким образом следует реагировать на действия сотрудников налоговых органов и как надо себя вести, чтобы не совершать типовых ошибок, приводящих к ухудшению отношений с проверяющими и в результате — к увеличению придирок и претензий с их стороны, на которые в других случаях налоговики могли бы закрыть глаза.
Одной из причин являются простой стресс, психологическая неподготовленность или психологический страх перед проверкой. В сознании людей укреплен стереотип о том, что проверка — это плохо, что невиновных людей не бывает. Когда к компании приходят проверяющие, взрослые люди подчас теряются и начинают суетиться, снижается их концентрация на рабочих вопросах, они боятся.
Изначально негативный настрой представляет собой еще одну причину, приводящую к ухудшению отношений с сотрудниками налоговых органов.
Сотрудники бухгалтерии, финансовых служб и иных отделов организации сразу настроены воспринимать пришедших государственных служащих как врагов.
Это не совсем правильно, так как, конечно, у них хотя и есть цели доначисления налогов, но если на предприятии все деловые процессы настроены и отсутствует теневая бухгалтерия, то не так просто вменить какие-либо нарушения.
При нормальном и деловом общении с налоговиками практически всегда можно отделаться “малой кровью” или вообще свести результаты проверки к «нулю». При этом если общаться с ними как со злейшими врагами, это приводит к такому же отношению с их стороны, постоянным придиркам, затягиванию сроков и т.д.
Слишком легкое отношение к проверке также может стать причиной проблем в дальнейшем. Несерьезный настрой приводит к тому, что ослабевает контроль за тем, какие материалы подаются сотрудникам налоговых органов; за словами, произносимыми на допросах.
Бывает, что инспекторам выделяют помещения, где хранятся документы, которые лучше бы не попадали к ним в руки. Налоговые инспектора — люди любопытные и вряд ли устоят перед искушением пролистать папки, стоящие рядом.
Незнание законодательства является одной из основных причин, приводящих к потерям финансов, времени, и других значимых ресурсов.
Важно понимать:
- в какие сроки проходит процесс проверки,
- какими документами он оформляется,
- какие права и обязанности есть у инспекторов и проверяемой организации и др.
Незнание этих базовых моментов может привести к серьезным сложностям (например, пропуску сроков обжалования и т.д.).
Подробнее о выездной проверке (что ждать и как готовиться) читайте в статье.
Рассмотрим те ошибки, которые, как представляется, приводят или с большой вероятностью могут привести к финансовым потерям организации.
- Плохая организация взаимодействия с налоговыми органами в целом
Большой ошибкой является отсутствие повседневной коммуникации с сотрудниками налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете. Разумеется, никто не имеет в виду ежедневные встречи/звонки или деловые ужины, которые могут быть неправильно восприняты. Однако законодательством не запрещено поддерживать нормальные человеческие отношения со своими инспекторами:
Подобные действия позволяют сформировать практически дружелюбные отношения со “своими” инспекторами, которые впоследствии могут предупредить вас заранее об открытии проверки, выставлении требования и т.д.
- Предоставление излишней информации и документов вне рамок налоговой проверки
Многие сотрудники бухгалтерий и финансовых служб зачастую проявляют слишком большое усердие в своем стремлении угодить налоговой, поэтому предоставляют всю информацию и документы, которые у них запрашивают. Однако порой такие данные фактически запрашиваются незаконно.
При этом, если их предоставить, то впоследствии нельзя что-либо предъявить налоговым органам, так как они всегда могут сослаться на статью 21 НК РФ.
Согласно этой статье налогоплательщики имеют право предоставлять пояснения в рамках проверок, а также обладают другими правами (то есть могут обращаться с заявлением в налоговые органы).
Соответственно, в подобной ситуации важно помнить о п. 2 ст. 93.1 НК РФ: вне рамок проверки информация и документы могут быть запрошены только по конкретной сделке. Иными словами, не требуется предоставлять все имеющиеся данные по вашему контрагенту.
- Плохая организация процесса проверки — отсутствие подготовки персонала.
Правильная логистика проверки и настрой персонала — это очень важные аспекты успешного прохождения проверки.
Какие могут быть ошибки в данном случае:
- Предоставление данных сверх выставленных инспекторами в ходе проверки требований
Налоговые инспекторы обязаны соблюдать определенный порядок запроса и получения информации и документов в рамках любой налоговой проверки. Так, любой запрос должен быть оформлен через требование или через поручение, направляемое в другую налоговую инспекцию.
Каждое требование должно содержать конкретные реквизиты (например, основание выставления требования), конкретный перечень запрашиваемых документов и т.д. (абз.2 п.1 и абз.6 п.2 ст. 93 НК РФ, Приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
Зачастую сотрудники проверяемой организации не осведомлены о том, какие обязательные элементы должно содержать требование, и выполняют его даже в тех ситуациях, когда у них нет такой обязанности. С одной стороны, это не дает ухудшить отношения с проверяющими.
Однако с другой стороны, организация несет потери времени (на подготовку документов) и предоставляет налоговой инспекции дополнительные потенциальные основания для предъявления претензий.
Официальный обоснованный отказ выполнять требование может дать при этом организации как минимум дополнительное время на подготовку/восстановление документов.
Применительно к любому требованию необходимо тщательно изучать его на соответствие законодательству.
- Отсутствие понимания, как себя вести на допросе.
Налоговые инспекторы в рамках налоговых проверок любят использовать такой инструмент как допрос, особенно задавая одинаковые вопросы по конкретной сделке различным сотрудникам. Протоколы проведенных допросов часто используются впоследствии как доказательства наличия налоговых правонарушений.
Учитывая, что за сообщение ложных сведений или за отказ от дачи показаний в законодательстве предусмотрена ответственность (ст. 128 НК РФ, в дальнейшем может быть применена ст.
307 УК РФ), поэтому сотрудники организации обязаны отвечать на вопросы.
Однако следует отметить, что излишняя откровенность или даже неправильная формулировка ответа на вопрос зачастую дают основания как минимум для формальных претензий.
https://www.youtube.com/watch?v=pXZeHjraOLE\u0026t=50s
При наличии понимания, какие вопросы разрабатываются налоговиками, рекомендуем проработать позицию организации по ним и провести инструктаж сотрудников, задействованных в какой-либо сделке:
Подробнее о допросах в налоговой и не только читайте в статье.
- Неиспользование права обращения за отсрочкой в предоставлении документов.
Налоговые инспекторы в ходе проверок как камеральных, так и выездных часто запрашивают значительные объемы документов, процесс подготовки которых может парализовать работу бухгалтерии и других подразделений организации.
При этом стандартные сроки (10, 20 и 30 рабочих дней — в зависимости от вида налогоплательщика) предоставления запрошенных данных прописаны в законодательстве (пункт 3 статьи 93 НК РФ) и должны выполняться, в противном случае организацию и ее должностных лиц могут привлечь к налоговой (126 НК РФ) и административной ответственности (ст. 19.4 КоАП РФ).
Для того, чтобы избежать потерь времени и возможной ответственности, организации следует помнить об абзаце 2 пункта 3 статьи 93 НК РФ, содержащем нормы, позволяющие направить уведомление с просьбой об отсрочке в предоставлении документов (решение принимает руководитель налогового органа или его заместитель). Сам факт направления уведомления об отсрочке даст впоследствии большие шансы отбиться от привлечения к ответственности или как максимум — получить эту отсрочку и увеличить время предоставления документов.
- Отсутствие подтверждения получения документов налоговым органом.
Это очень важно, так как официальное подтверждение в приеме документов будет являться свидетельством выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Соответственно, важно, чтобы курьеры, отвозящие документы в налоговые органы, получали такое подтверждение в канцелярии. Также необходимо сохранять все почтовые документы (извещения и т.д.).
- Неполное использование или неиспользование всех возможностей при оспаривании результатов проверки.
Налоговый Кодекс РФ подробно регламентирует процедуру оспаривания результатов как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Более того, данная процедура является обязательной для налогоплательщика, если он хочет впоследствии пойти в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ).
Любой организации необходимо тщательно соблюдать порядок обжалования.
При этом совсем нелишним будет принятие непосредственного участия по возможности на всех стадиях досудебного обжалования: рассмотрении возражений и результатов проверки, а также апелляционной или простой жалобы.
Такое участие позволит:
- Недооценка важности дополнительных мероприятиям налогового контроля.
Такие мероприятия зачастую назначаются налоговым органом, когда его сотрудники видят, что какой-либо важный аспект проверки недоработан либо получены не все доказательства (например, могут быть назначены допросы, специальные экспертизы, выставлены новые требования о предоставлении документов).
Поэтому часто дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются в ходе рассмотрения возражений и результатов проверки и могут привести к появлению у налогового органа новых аргументов, с которыми налогоплательщик, проигнорировавший или не придавший значения таким мероприятиям, будет не знаком.
Необходимо быть готовым анализировать и писать возражения на дополнение к акту проверки.
- Игнорирование процессуальных нарушений со стороны налогового органа.
Сотрудники налоговых инспекций не всегда отслеживают все изменения профильного законодательства и контролируют все процессуальные аспекты налоговых проверок.
Часто у них просто не хватает времени на корректное выполнение всех обязательных действий.
Так, например, требования на предоставления документов и информации выставляются с нарушениями; происходит пропуск сроков на составление документов по результатам проверки, на направление их налогоплательщику и т.д.
В некоторых случаях подобные действия сотрудников налоговых органов позволяют налогоплательщику заявить о нарушении его прав и необходимости отмены решения налоговой инспекции.
Особенно результативно заявить подобную претензию в рамках апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Подводя итоги, можно отметить одно — знание своих возможностей, предоставленных законодательством, и полноценное их использование, а также сохранение спокойствия позволяет в большинстве случаев эффективно защитить свою организацию в процессе любой налоговой проверки. В абсолютном большинстве случаев продуманная позиция — это залог успеха.
Если вызывает на допрос налоговый орган — 12 советов от юриста — Право на vc.ru
Советник и адвокат юридического бюро DS Law Денис Зайцев о порядке действий до, во время и после беседы с инспектором.
{«id»:25242,»gtm»:null}
Статистика ФНС и Верховного суда уже какой год рапортует о росте доначислений по результатам налоговых проверок.
Количество контрольных мероприятий уменьшается (в 2016 году проведено 26 тысяч проверок — на 15% меньше показателя предыдущего года), а их результативность растет: по сравнению с 2015 годом по результатам налоговых проверок в бюджет поступило на 103 млрд рублей больше, на 54% вырос средний «ценник» проверки, с 44% до 82% за пять лет увеличился процент решений, принятых в пользу налоговых органов.
При этом один из самых действенных механизмов в выявлении недоимки, который может перечеркнуть все старания собственника бизнеса, привлеченных консультантов и все бумажные доказательства, — это допрос.
Допрашивают топ-менеджеров и собственников, текущий персонал и уволенных сотрудников, руководство и сотрудников контрагентов. Нередко почву для доначислений дают не «отказные» свидетельства и «доносы» обиженных контрагентов и бывших работников, а вполне лояльные бизнесу показания.
Часто сотрудники налогового органа звонят по телефону и высылают приглашения с целью «просто пообщаться». В таких приглашениях часто указывается «просим явиться» и тому подобное.
https://www.youtube.com/watch?v=pXZeHjraOLE\u0026t=375s
Здесь следует отметить: единственное основание для приглашения — повестка о вызове на допрос, оформленная в виде официального документа за подписью руководителя и с печатью инспекции со строгим требованием явиться для дачи показаний в качестве свидетеля. От всех остальных приглашений можно отказаться, ответственность за такую «неявку» не наступит.
Также нередко сотрудники инспекции пугают принудительным приводом в случае неявки. Это не так. Налоговый орган вызывает на допрос только в рамках Налогового кодекса, который такой процедуры, как привод, или иной похожей меры не содержит. Привод возможен только в рамках дела об административном правонарушении, о котором вас обязаны предварительно уведомить.
Даже если вызвали по всем правилам, решение, идти или нет, остаётся за вами. Цена вопроса — штраф в 1000 рублей. Такое решение принимается, как правило, с учетом того, понимаете ли вы цель вызова, готовы ли вы ответить на все вопросы, как такие ответы могут повлиять на вас или, к примеру, на ваших деловых партнеров и допустимы ли такие последствия.
В повестке о вызове на допрос в качестве свидетеля должна быть указана причина вызова. Так вы поймете, для чего вас вызывают и о чём возможно будут спрашивать. Чаще всего вызывают, чтобы получить показания в отношении вас самих как налогоплательщика (организации, акциями или долями которой вы владеете), либо в отношении ваших контрагентов.
Также вызывают работников организации, реже — бывших сотрудников для дачи «уличающих» показаний. Если цель непонятна, вы можете позвонить исполнителю (обычно указывается в повестке) или написать письменное обращение. Не получив вразумительного ответа, можете смело возвращаться ко второй рекомендации.
Если цель вызова ясна, соберите документы по предмету допроса. Эту рекомендацию практически никто не выполняет. И напрасно: ведь на самом допросе документы под рукой помогут точнее вспомнить обстоятельства дела, дать более корректный ответ.
Это поспособствует тому, что вас повторно не вызовут на допрос (а это случается достаточно часто), а также не позволит инспектору додумать что-то за вас. Так, налоговые органы могут сознательно использовать прием по дискредитации показаний в случае, когда вы не можете дать ответ на совершенно очевидный вопрос.
К примеру, отвечая на вопросы вроде «известен ли Вам Иванов Иван Иванович», «подписывали ли Вы документы?» фразами «нет» или «не помню», вы даете налоговому органу шанс заявить о недействительности таких отношений, о создании фиктивного документооборота.
Подобный аргумент может позволить налоговому органу как исключить расходы для целей налогообложения для вашей организации, так и сделать то же самое для вашего контрагента.
Если назначенное для вызова время вас не устраивает, вы можете попросить о переносе. Причина неявки в назначенное время должна быть объяснена, но прикладывать подтверждающие документы не обязательно.
При этом новое время для вызова строго формально должно сообщаться самостоятельно повесткой — её при вашем благосклонном отношении могут вручить непосредственно в инспекции. Однако вы можете потребовать предъявления такой повестки по установленному порядку (почтой, по месту жительства).
Ответ на вопрос о возможности или целесообразности участия юриста на допросе в рамках Налогового кодекса достаточно неоднозначный. Закон прямо не предусматривает, но и не запрещает пользоваться услугами юриста в налоговых правоотношениях.
При этом совершенно точно юрист не может пойти на допрос вместо самого свидетеля, так как здесь важна именно личность вызываемого. По этой же логике юрист не может отвечать вместо свидетеля, но может перед каждой репликой давать слышные только свидетелю советы по каждому из ответов.
Закон не предусматривает и четкой процедуры проведения допроса, что опять же не запрещает представителю свидетеля делать замечания на протоколе от имени своего доверителя (тем более что такая графа в протоколе допроса предусмотрена), а также иным образом защищать его интересы (например, уточняя вопросы сотрудников инспекции, их применимость к цели вызова и тому подобное).
Однако наличие юриста при всей очевидной пользе может сыграть злую шутку:
- Это может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
- Всё сказанное свидетелем в присутствии представителя (в том числе в интерпретации налогового органа) будет восприниматься как аргумент, имеющий большую доказательственную силу (как «прошедший через юриста»).
Юриста также не стоить брать с собой, если предмет допроса не соответствует уровню ответственности. К примеру, если вызывают, чтобы получить пояснения по контрагенту, с которым заключен договор на незначительную сумму.
Если для этого дела вы приглашаете с собой юриста или адвоката, это может означать, что вы не уверены или даже испытываете страх перед чем-то. Поэтому присутствие юриста в такой ситуации может привлечь больший интерес к свидетелю или к предмету допроса.
Если вы всё-таки приняли решение о привлечении представителя, сделайте следующее: уведомите налоговую о том, что прибудете с представителем, сообщив его ФИО и паспортные данные для пропуска; оформите на представителя нотариальную доверенность (даже если вас вызывают как руководителя организации, который во всех остальных случаях вправе действовать без доверенности).
Здесь поможет использование наиболее коротких фраз. Избегайте оценочных суждений, предположений. Если что-то непонятно — задавайте инспектору уточняющие вопросы. Держите в памяти причину вызова и помните: на вопросы, не относящиеся к предмету вызова, вы вправе не отвечать.
Завершайте свою мысль. Ответы «не помню», «не знаю» лучше не использовать. Вместо этого старайтесь использовать предложения «не знаю, так как это не входит в мои должностные обязанности» или «не могу пояснить, у меня нет перед собой необходимых документов».
Да, вы вправе воспользоваться 51 статьей Конституции РФ и не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников. Однако это право нельзя использовать повсеместно и по любому поводу.
К примеру, если вас вызвали для допроса в качестве руководителя организации-налогоплательщика и спрашивают про взаимоотношения с контрагентами, которые никак с вами не связаны, пользоваться 51 статьей весьма неуместно.
С другой стороны, если при ответе на вопросы вы каким-либо образом способствуете формированию налоговой претензии, которая может быть ретранслирована на вас лично как на руководителя организации — тогда смело ссылайтесь на Конституцию РФ.
После того, как вопросы у инспектора закончились, не спешите расслабляться, так как далее следует не менее ответственная часть допроса — оформление протокола. Перед тем, как подписать протокол, проверьте текст ваших показаний на предмет правильности и полноты. При необходимости требуйте внести дополнения или изменения.
Подписывайте протокол только в тех местах, на которые укажет сотрудник налогового органа. Не уточняйте, «где ещё нужно подписать».
Важно: получите собственный экземпляр протокола допроса. В некоторых случаях, например, если вас вызвали в качестве руководителя организации-налогоплательщика, протокол допроса не предоставляется. Так у вас на руках останется подтверждение посещения налогового органа.
Бывает так, что сказанное вами и записанное в протоколе искажается в изложении налоговым органом. Чтобы устранить недопонимание, лицо, в отношении которого проводятся мероприятия налогового контроля, может попросить вас пояснить, что означают эти показания. Не отказывайте в такой просьбе — предоставьте письменные пояснение о том, что имелось в виду на самом деле.
Если вас вызвали на допрос по делам вашего контрагента, постарайтесь связаться с представителями контрагента и сообщите о проведенном мероприятии. Это поспособствует налаживанию доверительных связей с вашим контрагентом и создаст позитивную практику b2b-поддержки.