Советы юриста

Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями

Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями Выездная проверка проходит на территории компании. Налоговики в течение двух месяцев проверяют, верно ли вы исчислили и уплатили налоги. По решению руководителя ИФНС проверку могут продлить до полугода.

Проверяющего инспектора интересует финансовая деятельность предприятия за три предыдущих года, но часто он захватывает текущий год. Например, в августе 2020 года инспектор проверяет периоды с 2017 по 2019 год и первое полугодие 2020 года. Оспаривать действия проверяющего бесполезно, в этом вопросе суды встают на сторону налоговой.

Сверх трехлетнего периода, налоговики могут проверить:

Налоговая может приостановить проверку на срок до 6 месяцев, чтобы провести экспертизу или получить дополнительные документы от контрагентов. Руководитель ИФНС выписывает решение о приостановке и указывают причину, почему проверка отсрочена.

Инспектор покидает территорию компании, возвращает подлинники документов.

Периодичность ― как часто проводят выездные налоговые проверки — регулирует Налоговый кодекс.

Закон не разрешает проверять организацию более двух раз в год, за исключением, когда решение о дополнительной проверке, принимает глава ФНС.

Директор компании узнает о выездной налоговой проверке, когда получает на руки решение, подписанное начальником ИФНС. Закон не устанавливает срок, когда налогоплательщику должны вручить решение.

Налоговики могут направить решение заказным письмом на юридический адрес компании или вручить лично. Для этого руководителя вызывают в налоговую инспекцию.

Или вручают документ, когда инспектор уже пришел с проверкой.

Если оценить компанию глазами налоговиков, можно с высокой долей вероятности предположить, проверят вас или нет. У проверяющих есть критерии, по которым они отбирают подозрительных налогоплательщиков.

Если ваша организация попадает под большинство признаков, проверки не избежать.

  1. Налоговая нагрузка компании ниже среднего уровня в конкретной отрасли. Налоговую нагрузку рассчитывают по сумме уплаченных налогов и сравнивают со средним показателем по отрасли.
  2. Убытки. Если компания работает с убытками несколько периодов подряд, налоговики заподозрят ее в сокрытии доходов. Логика очевидна — бизнесмен не станет «тянуть» убыточную компанию.
  3. Большие налоговые вычеты. По мнению налоговиков, компания обналичивает деньги и умышленно снижает налогооблагаемую базу.
  4. Расходы превышают доходы.
  5. Низкая зарплата. Подозрение вызывает зарплата сотрудников, если она ниже среднеуровневой по отрасли. Налоговая проверка помогает обнаружить зарплату в конвертах.
  6. Показатели на уровне предельных величин. Вызывает подозрение неоднократное приближение к предельному значению доходов, материальных активов или среднесписочной численности в компаниях на спецрежиме.
  7. Расходы на уровне доходов.
  8. Заключение сомнительных договоров. Сотрудничество с контрагентами-перекупщиками или посредниками налоговики считают сомнительными. По их мнению, такие договоры заключены без разумных экономических причин.
  9. Нарушения в налоговой отчетности, которые предприниматель не объяснил и не подтвердил документально.
  10. Неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в разных ИФНС. Если компания несколько раз в год меняет инспекцию, значит, она скрывает налоги или избегает налоговых проверок.
  11. Рентабельность ниже среднеуровневой рентабельности в конкретной отрасли.
  12. Высокие налоговые риски. Например, за сотрудничество с фирмами-однодневками компанию заподозрят в необоснованной налоговой выгоде.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ: ИП из Санкт-Петербурга два года подряд получал доход, с которого не уплачивал налог. На запросы инспектора предприниматель не отвечал, запрашиваемые документы не представлял. Во время внеплановой проверки инспектор вывил недоимку.

По результатам проверки предпринимателя оштрафовали. Ему пришлось доначислить налоги и пени на общую сумму 2 367 472 ₽.

Назначьте ответственного. Он:

  • сопровождает проверяющих;
  • отвечает их на вопросы;
  • проверяет документы и информацию прежде, чем передать их инспектору;
  • получает от налоговиков решения, справки, акты, извещения и материалы встречных проверок.

Обычно ответственным назначают юриста, бухгалтера или экономиста компании. Ответственного можно назначить прямо сейчас, закрепить его статус приказом и выписать на него доверенность. Максимальный срок доверенности — 1 год, через год нужно выписать новый документ. Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями Образец приказа о назначении ответственного. Сотрудник должен прочитать и подписать документ Приведите в порядок документы. Чтобы проверка не застала врасплох, не реже одного раза в полугодие проводите внутренний аудит. Проверьте, правильно ли составлены документы и вся ли первичка на месте. Посмотрите, указаны ли в документах необходимые реквизиты: наименование организации, дата, подписи должностных лиц.

Соберите «досье» на контрагентов: выписки из ЕГРЮЛ, копии учредительных документов, доверенность полномочного представителя. Досье подтвердит, что проявляете должную осмотрительность, а не работаете с фирмами-однодневками.

Проверьте собственные документы: регистрационные и учредительные документы, лицензии, свидетельства на движимое и недвижимое имущество. У вас обязательно должны быть приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера, даже если учредитель, директор и главный бухгалтер в одном лице. Уберите из документов ненужные пометки.

Пересмотрите действующие и завершенные договоры за 4 года. Они должны быть подписаны всеми сторонами договора. Если условия менялись, необходимо приложить к документу подписанное дополнительное соглашение. Проверьте акты приема-передачи, накладные и другие первичные документы по работе с контрагентами.

ПРИМЕР: Вы отгрузили товар не заказчику, а уполномоченному лицу. Проверьте, есть ли у вас доверенность на получателя и УПД ― универсальный передаточный документ. Если чего-то не хватает, запросите документ у контрагента. Внимательно проверьте документы, связанные с исчислением и уплатой налогов: приказы об учетной и кредитной политике, утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями, налоговые декларации или расчеты, регистры налогового учета, счет-фактуры, книги покупок и продаж.

Исправьте в документах ошибки, если они есть. Попросите бухгалтерию прибраться на столах и в шкафах, разобрать документы по папкам и отдельно сложить бумаги, которые не относятся к проверяемому периоду, убрать или удалить из компьютеров сомнительную информацию и переписку.

Предупредите охрану. Помимо служебных удостоверений, у проверяющих должно быть решение о проведении выездной проверки. Документ подписан руководителем инспекции или его заместителем. В решении поименно названы инспекторы-проверяющие.

Охранник сверяет фамилию, имя и должность из служебного удостоверения со сведениями, указанными в решении. Он также смотрит, правильно ли составлен документ. Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями В решении обязательно указывают полное и сокращенное название компании, виды проверяемых налогов и период, сведения о проверяющих Охранник не пропускает на территорию инспектора, если у него нет служебного удостоверения или фамилия проверяющего не совпадает со сведениями в решении. Охранник сообщает об инциденте юристу организации, а юрист составляет акт об отказе и указывает причины. Акт подписывает проверяющий и уполномоченный представитель компании — ответственный за проверку, руководитель или юрист компании. Акт нужен, чтобы компанию не обвинили в воспрепятствовании должностным лицам.

Проведите инструктаж сотрудников. Сотрудники не должны общаться с инспектором в неформальной обстановке, например, в столовой или курилке. В разговоре они могут невольно выдать информацию, которая навредит компании.

Важно: Чтобы допросить сотрудника, проверяющий должен предъявить соответствующее постановление, подписанное начальником ФНС или его заместителем. Во время допроса сотрудник отвечает на вопросы только в рамках своей компетенции, а документы передает через ответственного за проверку. Допрашиваемый сотрудник не высказывает собственного мнения, не строит предположений. Если он не знает ответа на вопрос или не помнит развития событий, лучше так и ответить. Сотрудник может не отвечать на вопросы, которые не касаются его должностных обязанностей.Сотрудник предварительно читает протокол допроса и только потом подписывает его. Если сотрудник не понимает какую-либо формулировку в протоколе, ее значение нужно уточнить у инспектора. Предоставьте место для проверки. С первых шагов проверяющего сопровождает ответственный сотрудник. Он отводит инспектора в специально выделенный кабинет, переговорную комнату либо сажает за отдельный стол в общем помещении. Сотрудник следит, чтобы у проверяющего было все необходимое: стол, стул, канцелярские принадлежности, писчая бумага. Дополнительно может предложить инспектору чай или кофе.

Читайте также:  Аудиторов обязали стучать на клиентов и еще три важные поправки

Представьте документы в допустимый срок. Инспектор вправе запросить любой необходимый документ, если он относится к проверяемым налогам

и периодам. Лучше не перечить проверяющему, не скрывать информацию и выдавать документы по запросу, иначе компании грозит выемка документов или штраф в размере 200 ₽ за каждый непредставленный документ. Однако вы не обязаны моментально приносить документы.

Они могут находиться у бухгалтера-аутсорсера, поэтому у вас есть 10 дней, чтобы выполнить требование инспектора. Если проверяющему нужен сразу большой перечень документов, просите его продлить десятидневный срок.

Проверьте законность дополнительных мероприятий.

При необходимости инспектор не только проверяет документы, но и добывает информацию другими способами:

  • запрашивает документы у контрагентов и других лиц, в том числе банков;
  • допрашивает свидетелей;
  • проводит осмотр служебных помещений;
  • назначает экспертизу;
  • привлекает специалистов и переводчиков;
  • проводит выемку документов.

Чтобы провести дополнительные мероприятия, инспектору необходимо получить постановление, подписанное руководителем или заместителем ИФНС. Дополнительные мероприятия инспектор проводит с соблюдением всех норм и правил. Например, осмотр служебных помещений проходит в присутствии понятых. А при выемке вы имеете право отдать инспектору копии, составив перечень изъятых документов. Если дополнительные мероприятия инспектор проводит с нарушением процессуальных норм, вы вправе подать претензию на имя руководителя налоговой инспекции.

Узнайте результат. Когда инспектор закончил проверять компанию, он выдает справку. А через два месяца вы получите акт, из которого узнаете, как прошла налоговая проверка.

Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями Налоговики указывают в акте сведения о проводимых мероприятиях, документально подтвержденные факты нарушений, выводы и предложения проверяющего По общему правилу штраф накладывают на компанию. Сотрудника — руководителя или главного бухгалтера — оштрафуют, если сотрудник действовал недобросовестно и неразумно, а налоговые доначисления возникли по его вине. Например, руководитель разработал схему, по которой компания скрывала доход и уклонялась от налогов. Или главный бухгалтер умышленно исключил из бухгалтерского учета часть первичной документации, чтобы снизить налогооблагаемую сумму. Если суд признает вину сотрудника, его оштрафуют. ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ: Суд обязал директора АО «НИИ ВОДГЕО» уплатить недоимку акционерного общества на сумму более 76 миллионов рублей, за то, что он включал в налоговые декларации заведомо ложные сведения по операциям с фирмами-однодневками. Важно: Если несогласны с результатами акта, в течение месяца подайте письменные возражения в районную ИФНС, если не поможет — напишите жалобу в Управление ФНС по вашему региону. Только после отрицательного ответа из Управления, можно обращаться в суд. Как подготовиться к налоговой проверке и избежать штрафа Налоговики в первую очередь проверяют тех, кто работает с убытками и не отвечает на запросы. Выдайте доверенность ответственному, проведите инструктаж работников и охраны. Инспектор может затребовать документы, которые относятся к проверяемым налогам и периодам. Остальные мероприятия он проводит, если предъявит соответствующее постановление. Налоговики должны обосновать осмотр или проведение экспертизы, а на время приостановки вернуть подлинники и выехать из офиса компании. Если несогласны с результатами проверки, обжалуйте их. Соблюдайте досудебную процедуру: сначала — возражение в налоговую инспекцию, потом — жалобу в Управление ФНС и только после этого — иск в суд.

Налоговая проверка 2023: этапы и алгоритм проведения выездных проверок

Если налоговая подозревает, что бизнесмен уклоняется от уплаты налогов, она может организовать выездную проверку (ВНП). ВНП проводится в офисе компании или предпринимателя. В статье расскажем, кто может попасть под выездную проверку и как к ней подготовиться.

Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями

Основания для проведения выездной проверки

ВНП — ревизия, в рамках которой инспекция проверяет, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены. Мероприятие проводится на основании решения руководителя соответствующей инспекции или его заместителя.

Выездной контроль проводится, когда налогоплательщик своими действиями вызвал интерес инспекторов и попал в план проверок. При этом нельзя узнать заранее, включена ли компания в план. Условия, на основании которых налоговый орган отбирает кандидатов на ВНП, указаны в приказе ФНС России № ММ-3-06/333 от 30.05.2007. По нему можно самостоятельно оценить риски проведения выездного контроля.

В списке всего 12 критериев:

  1. Низкая налоговая нагрузка — налоги юрлица или предпринимателя ниже средних по отрасли.
  2. По данным декларации бизнес два года или больше несёт убытки — налоговая расценивает это как попытку уйти от налогообложения.
  3. Доля вычета по НДС превышает 89% от суммы исчисленного за 12 месяцев налога.
  4. Расходы бизнеса растут быстрее доходов.
  5. Заработная плата работников ниже отраслевого показателя в регионе.
  6. Плательщики на ПСН, УСН, АУСН, ЕСХН неоднократно приближались к граничным значениям показателей, законодательно установленных для этих спецрежимов, — по доходу, количеству работников и другим критериям. Например, на едином сельскохозяйственном налоге нельзя нанимать больше 300 человек. Кроме того, если у предпринимателя постоянно меняется число работников — то 298, то 299, инспекторы могут заподозрить схему дробления бизнеса с целью не потерять право на использование спецрежима.
  7. Расходы предпринимателя за год практически равны доходам.
  8. Бизнес работает с «цепочками контрагентов» — перекупщиками или посредниками. Например, фирма покупает продукцию через посредников, а не напрямую у поставщика.
  9. Налогоплательщик не отвечает на запросы ИФНС.
  10. Компания или ИП неоднократно перерегистрируются в связи со сменой своего места нахождения.
  11. У бизнеса низкий уровень рентабельности по среднестатистическим данным в этой области.
  12. Деятельность связана с высокими налоговыми рисками, то есть фирма похожа на однодневку. Подозрения может вызвать заключение сделки с контрагентом, которого нет в ЕГРЮЛ, отсутствие информации о местонахождении контрагента или тот факт, что организация числится по адресу массовой регистрации.

Совпадения по одному или нескольким признакам не означают, что юрлицо или ИП обязательно попадёт в план по ВНП.

У бизнеса могли быть уважительные причины: например, в последние несколько лет не было прибыли из-за коронавируса и санкций, которые сказались на логистической цепочке.

Инспекторы на этапе камеральной проверки могут запросить пояснения, а также вызвать руководителя или предпринимателя в налоговую для проведения беседы.

Кого не проверяют в 2023 году и позже

ВПН не проведут в отношении:

  • фирм, перешедших на налоговый мониторинг;
  • аккредитованных IT-фирм;
  • мобилизованных предпринимателей и учредителей.

Налоговый мониторинг

Это специальная форма контроля для крупных и средних компаний. Суть в том, что ИФНС в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учёта юридического лица.

https://www.youtube.com/watch?v=FKhp7KljlGU\u0026pp=ygV10JrQsNC6INC_0YDQvtC50YLQuCDQstGL0LXQt9C00L3Rg9GOINC90LDQu9C-0LPQvtCy0YPRjiDQv9GA0L7QstC10YDQutGDINGBINC80LjQvdC40LzQsNC70YzQvdGL0LzQuCDQv9C-0YLQtdGA0Y_QvNC4

Способы взаимодействия с налоговой:

  • организовать прямой доступ в учётную систему фирмы;
  • взаимодействовать по телекоммуникационным каналам связи;
  • предоставить доступ к витрине данных.

Субъекты мониторинга не проходят камеральные и выездные проверки. Есть лишь некоторые исключения:

  • вышестоящая налоговая проводит ВНП в порядке контроля за ИФНС, которая вела мониторинг;
  • мониторинг прекращён досрочно;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • по окончании проверяемого года организация подала уточнённую декларацию «к уменьшению» за период мониторинга.

IT-фирмы

ФНС России приостановила выездные проверки IT-организаций до 3 марта 2025 года. Основание — Указ Президента РФ № 83 от 02.03.2022. Можно проводить только те проверки, которые назначены с разрешения вышестоящего налогового органа. Если ВНП уже назначена, она должна быть завершена в стандартном порядке. ИФНС запрещено приостанавливать или продлевать сроки таких ревизий.

Мобилизованные

В связи с частичной мобилизацией введён запрет на проведение ВНП в отношении:

  • мобилизованных ИП;
  • организаций, где мобилизованные являются единственными директорами-учредителями (участниками).

ВНП в отношении данной категории лиц приостановлены вне зависимости от этапа, на котором они находились.

Налоговый контроль возобновится 29 числа третьего месяца после демобилизации.

Как и где проходят проверки

Первый этап — предъявление документа о проведении контроля. Сотрудники налоговой службы выносят решение и вручают документ проверяемой фирме или ИП. Решение и есть основание для проверки.

В законе не указано, в какие сроки нужно предъявить документ: инспектор может показать его и сразу приступить к ревизии.

Срок проведения ВНП отсчитывается с даты, когда было вынесено решение о назначении мероприятия.

Место проведения

Согласно пункту 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ ВНП проводится на территории бизнесмена. Но её могут провести и в инспекции, если фирма или предприниматель не в состоянии предоставить помещение.

Читайте также:  Как правильно вести финансовый учет: 3 важных отчета для бизнеса. Организация и ведение финансового бухгалтерского учета

Мероприятия налогового контроля

Второй этап — проведение ревизии на месте. ИФНС может проверить любые налоги, сборы или взносы.

Правда, если в решении указано, по каким налогам и за какие периоды назначена проверка, то сведения могут запрашивать только по ним. Период, допустимый для ВНП, — три года, предшествующих году назначения.

Например, если ревизия назначена в 2023 году, инспекторы могут проверять документы по налогам за 2020, 2021, 2022-й и уже прошедшую часть 2023-го.

В ходе выездного контроля инспектора могут:

  • Требовать документы как у проверяемого, так и у контрагентов.
  • Допросить свидетелей. В этом качестве могут выступать любые физические лица: работники, представители контрагентов.
  • Провести экспертизу, если требуются специальные знания — например, нужно установить подлинность подписей или определить рыночную стоимость работ.
  • Провести осмотр помещений и территорий. Также проверяющие вправе исследовать данные, которые хранятся в памяти компьютеров.
  • Провести инвентаризацию имущества. Порядок установлен Приказом Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Изъять документы и предметы. Процедура проводится, если есть основания полагать, что предметы или документы могут быть уничтожены, изменены или заменены. Процедура проводится только в присутствии бизнесмена или его представителя, а также понятых.

Срок проверки

Срок контроля не может быть больше двух месяцев. Отсчёт ведётся с даты вынесения решения о назначении мероприятия до дня, когда инспектор оформит справку о проведённой проверке.

Срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях — до шести. Например, такое может произойти, если проверяемый не предоставляет документы или мешает инспектору проводить ревизию.

Также налоговый орган может приостановить ВНП, чтобы:

  • запросить документы у контрагентов;
  • получить информацию от иностранных госорганов;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемым на иностранном языке.

Общий срок таких пауз не может превышать шести месяцев. Если проверка была приостановлена, чтобы получить сведения от зарубежных госорганов, срок может быть увеличен ещё на три месяца, то есть всего до девяти.

Во время приостановок инспекция не может:

  • проводить контроль на территории организации или ИП;
  • запрашивать документы;
  • получать объяснения от проверяемого;
  • допрашивать сотрудников.

Оформление результатов проверки

Заключительный этап — оформление инспектором справки. С этого момента проверка считается законченной. Дальше в течение двух месяцев в ИФНС должны составить акт по итогам ревизии. В документе нужно отразить найденные нарушения или указать на их отсутствие. В течение пяти дней инспектор должен вручить акт проверяемому лицу.

Что делать после получения акта выездной проверки ИФНС

Если ИП или фирма не согласна с результатами ревизии, она может их оспорить. Для этого нужно направить аргументированное письменное возражение по адресу налогового органа, составившего акт, с подтверждающими документами. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения акта.

Также бизнес вправе обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции. Срок, отведённый на обращение в суд, — три месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе.

Можно ли подготовиться к ВНП

Узнать заранее о ВНП нельзя. Поэтому, чтобы избежать негативных последствий, нужно периодически самостоятельно организовывать проверку налоговых обязательств бизнеса. Например, раз в год привлекать консультантов, которые проанализируют ошибки и укажут на возможные доначисления. Лучше сейчас доплатить в бюджет, чем делать это по результатам ВНП с большими пенями и штрафами.

Если всё-таки проверки избежать не удалось и получено решение налогового органа, то следует подготовиться:

  • навести порядок в документах и учёте;
  • провести инструктаж работников;
  • найти помещение для проверяющих;
  • назначить сотрудника, который будет общаться с инспекторами.

Когда выездная проверка уже проводится, ведите себя доброжелательно и уверенно. При необходимости предлагайте помощь инспекторам. Например, если определённый договор заинтересовал проверяющих, предложите им допросить в качестве свидетелей конкретных работников или представителей контрагентов, которые могут дать объективную информацию без лишних подробностей.

В помощь руководителю разработаны финтех-продукты для бизнеса от Сбера. Например, сервис выписки в формате ISO позволяет получить информацию о движении по счетам в рублях и иностранной валюте.

Сервис гарантированных расчётов даёт возможность блокировать средства на расчётных счетах плательщиков, а затем списывать их или возвращать.

Двухэтапная оплата подходит компаниям, которые работают по предоплате или хотят убедиться в платёжеспособности клиента.

Продукты и категории из этой статьи:

Финтех

Выписки в формате ISO

Сервис гарантированных расчетов

Выездная налоговая проверка: что ждать и как готовиться? | «Правовест Аудит»

Выездная налоговая проверка: что важно знать в 2019 году?

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации).

В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы.

При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком.

То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика.

Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.
Читайте также:  Выжить в кризис: как перевести торговый бизнес в онлайн

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.

В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@.

В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику.

Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки.

Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие.

Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта.

Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт.

Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена.

Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Кира ТрунтаеваВедущий юрист налоговой практики, специалист по налоговому консультированию

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес.

В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е.

 в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке.

Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа.

Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Эксперты и юристы компании «Правовест Аудит» всегда готовы помочь Вам во взаимодействии с инспекцией и сопровождении во время выездной налоговой проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *