Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
- камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).
Основания для назначения выездной проверки
Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Ее могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.
Сегодня выездные проверки проводят крайне редко. Факты:
- Количество выездных проверок в год сократились более чем в 10 раз, с 70 000 до 7 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
- Выездному контролю подвергается только две организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше — выездная проверка проводится только у одного из 7 000 предпринимателей.
- Для проверки выбираются крупные налогоплательщики.
- Сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 50 млн руб. по организациям и 12 млн руб. по ИП.
При принятии решения о необходимости выездной проверки ФНС использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К ним относятся, в том числе:
- низкая налоговая нагрузка;
- убыточная деятельность на протяжении двух и более лет;
- большой процент вычетов НДС;
- превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
- выплата зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
- осуществление деятельности с налоговым риском.
Если указанные критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. ИФНС будет выяснять обстоятельства.
Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.
Например, убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса, введением экономических санкций и пр.
Годовое обучение
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы
Что такое Карта Школы
Чтобы выяснить эти обстоятельства, налоговая может:
- запросить пояснения при проведении камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ);
- пригласить представителя налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Выездная проверка будет только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.
Выводы:
- Выездная проверка маловероятна, даже если вы подходите по критериям. Для этого нужно дать все пояснения о причинах невыполнения показателей, установленных Приказом № ММ-3-06/333@.
- Если у вас организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат. Она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить ее, если не будет крупных доначислений налогов.
- Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут необходимые сведения от контрагентов или иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.
К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесьте все риски и при необходимости доплатите налоги, представив уточненную декларацию.
Место проведения выездной проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика. Из этого правила есть исключение: проверку можно провести в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телефону, интернету или вручают лично.
Основание для выездной проверки
Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции или его заместитель должны оформить решение (п. 1 ст. 89 НК РФ).
В решении указываются (подп. 2, 17 ст. 89 НК РФ):
- налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
- налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
- за какие годы будет проводиться проверка;
- состав проверяющих.
Провести можно проверку по любым налогам, сборам или страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами, предшествующему году назначения проверки. Есть исключения, они перечислены в НК РФ.
Пример. Если проверка назначена в 2022 году, то проверка может пройти в 2019, 2020 и 2021 годы.При проверке инспектор вправе захватить и отчетные периоды года назначения проверки (письма ФНС России от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305, Минфина России от 26.07.2018 № 03-02-07/1/52519). В нашем примере это 2022 год.
Решение о проверке неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).
О сроках проведения выездной проверки рассказываем в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Мероприятия в составе выездной проверки
Истребование документов у проверяемого
При выездной налоговой проверке налоговая направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть несколько — ограничений нет. Требования вручат лично, направят по интернету или через личный кабинет налогоплательщика.
Документы налоговикам можно представить на бумаге в виде заверенных копий, по интернету или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов. Форматы установлены Приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Срок представления документов — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?
Формулировка п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ указывают, что должностное лицо ИФНС, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Такая формулировка позволяет налоговикам запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622). Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.
2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.
Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющимися налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).
Рекомендация: не отказывайтесь представлять налоговикам документы, даже те, что не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:
- 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
- 300–500 руб. — на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Истребование документов у контрагентов
Запрос документов у контрагента позволяет проверить:
- реально ли существует этот контрагент;
- совершал ли контрагент сделку с проверяемым;
- совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.
Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной проверки, но и на стадии подготовки к ней. Истребование документов вне рамок выездной или камеральной проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить информацию по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Инспекция, проводящая выездную проверку, направляет поручение инспекции, где состоит на учете контрагент. Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4 ст. 93.1 НК РФ). Он должен в течение пяти рабочих дней представить информацию и документы, сообщить об их отсутствии либо попросить увеличить этот срок.
Допрос свидетеля
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
Это мероприятие достаточно часто используется при выездном налоговом контроле. Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст.
31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов. Нельзя допрашивать тех, кто получил необходимые для проверки сведения в связи с исполнением профессиональных обязанностей, например, адвокатов и аудиторов.
Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний из-за болезни, старости, инвалидности. В этом случае свидетеля могут опросить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).
Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников».
По результатам допроса оформляют протокол (п. 6 ст. 90 НК РФ).
Штрафы:
- 1000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
- 3000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний предусмотрен (ст. 128 НК РФ).
Назначение экспертизы
Экспертиза назначается нечасто, в случаях, когда для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ).
Например, когда нужно:
- установить подлинность подписей;
- определить рыночную стоимость работ;
- определить соответствие используемого сырья объему выпущенной продукции.
Экспертизу назначает должностное лицо ИФНС, которая проводит выездную проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением представитель налоговой должен ознакомить проверяемого, разъяснить его права и составить об этом протокол. Это обязательные этапы, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.
Выемка документов и предметов
Это крайняя мера, ее применяют в двух случаях:
- Если налогоплательщик отказывается представить запрошенные документы или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). В этом случае могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
- Если есть достаточные основания полагать, что необходимые документы могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ).
Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).
Выемку можно проводить только т в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).
Осмотр
Налоговая вправе провести осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (подп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).
Налоговые органы могут осматривать: производственные, складские, торговые и любые другие помещения, а также территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ). При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).
Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Суды придерживаются этой позиции (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2021 № Ф04-7935/2021 по делу № А70-4498/2021).
Обязательные требования при организации осмотра:
- присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- участие налогоплательщика или его представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ);
- оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
- наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).
Инвентаризация имущества
Инвентаризация достаточно трудоемкое мероприятие, поэтому налоговики проводят ее редко.
Порядок проведения инвентаризации установлен Приказ Минфина РФ № 20Н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99. Основные требования:
- Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
- Проводить инвентаризацию можно только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
- Результаты проверки фактического наличия имущества фиксируются в описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
- Обобщенные результаты вносят в специальную ведомость (п. 5.1 Положения об инвентаризации).
Сроки проведения проверки
По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет два месяца, но может быть увеличен до шести месяцев. Подробнее рассказываем в традиционной шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Оформление результатов выездной налоговой проверки
В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требования к составлению акта по выездной и камеральной налоговой проверке в основном одинаковые.
Налоговики должны вручить акт выездной налоговой проверки в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, подп. 1 п. 3, 5 ст. 100 НК РФ). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговая в этот же срок должна направить его по почте заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Сроки проведения выездной налоговой проверки 654.4 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться
Выездная налоговая проверка: когда ждать?
Свежая статистика по вопросу ВНП (выездных налоговых проверок) говорит о том, что таких проверок становится меньше, а денег по их результатам собирается больше.
Дело в том, что согласно утвержденной концепции планирования ВНП, проверке предшествует мощная расследовательско-аналитическая работа налоговиков в отношении налогоплательщика.
Но значит ли это, что с проверкой теперь приходят только к самым отъявленным нарушителям налогового законодательства?.. Подробности в нашей статье.
В феврале 2021 года руководство ФНС России публично озвучило итоги работы налоговых органов в 2020 году. В докладе отдельной «строкой» были упомянуты и результаты выездных налоговых проверок.
Согласно налоговой статистике, число выездных налоговых проверок в 2020 году сократилось на 30% — примерно до 6 тысяч. Проведенные проверки, по данным ФНС, дополнительно принесли в бюджет около 300 млрд руб., причем более 50% из этих поступлений, а если точнее – 158 млрд руб.
, были получены за счет проведения расследовательско-аналитической работы ведомства.
300 млрд руб. – принесли в бюджет страны в 2020 году налоговые проверки.
1,8 трлн. руб. — составляла задолженность по налогам и страховым взносам в госбюджет на 01.01.2021 г.
Снижение числа проверок налоговики связывают с двумя причинами – мораторием на проверки МСП в период пандемии, а также с усилением работы по выявлению тех налогоплательщиков, по платежам которых есть вопросы.
Выездным налоговым проверка посвящена отдельная статья НК РФ (части первой) под номером 89 «Выездная налоговая проверка».
Факторы риска, которые могут привести к ВНП.
Выездная проверка, как говорят сами налоговики, это крайняя мера налогового контроля. Это своего рода ревизия, которую налоговые инспекторы проводят на территории предприятия налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан предоставить проверяющим доступ к материалам, связанным с начислением и уплатой налогов.
Налоговую проверку не нужно путать с отдельными мерами налогового контроля, например, с такими как истребование у налогоплательщика и его контрагентов документов и информации, проведение допросов свидетелей и т.п. Проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой.
- В зону особого внимания налоговых органов попадают организации и ИП, в деятельности которых просматриваются схемы ухода от налогообложения.
- Что является фактором риска для налогоплательщика:
- низкая налоговая нагрузка
- убытки на протяжении нескольких налоговых периодов,
- высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость,
- среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации,
- низкая рентабельность проданных товаров, оказанных работ и услуг по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
В последнее время налоговики стали чаще обращать внимание и на другие факторы риска, такие как массовый адрес, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.
Предпроверочный анализ по всем фронтам.
Федеральная налоговая служба – одна из наиболее подкованных в вопросе цифровизации структур. В ФНС непрерывно поступают огромные массивы данных, большая часть из которых оцифрована и обрабатывается в автоматическом режиме. Усиление аналитического блока налоговой службы позволяет ей оперативно и массово изучать, выявлять нестыковки и факторы риска в отчетности.
Если налогоплательщик попадает в зону риска, по нему начинается предпроверочный анализ. Для пристального изучения налогоплательщиков используются как внутренние данные, так и внешние.
В частности, многочисленные информационные ресурсы ФНС, различные жалобы и заявления граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и других контролирующих органов о невыплате зарплаты или выплате ее в конвертах, неоформлении должным образом трудовых отношений и т.п.
Также ФНС использует данные из СМИ, информационных ресурсов компаний, социальных сетей и т.п. Все данные по налогоплательщику заносится в программу АИС Налог-3.
Например, за 2018 год поступления НДС увеличились на 16%. Увеличение поступлений произошло не за счет роста начислений по налогу, а за счет уменьшения налоговых вычетов. Как утверждают сами налоговики, ключевую роль в этом сыграло налоговое администрирование, проведение выездных проверок по НДС.
Не лишиться налогового вычета из-за нерадивого контрагента призвано помочь решение СБИС Проверка контрагентов. СБИС формирует индекс надежности вашего контрагента, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и другая информация, которая поможет избежать ошибок при выборе и работе с контрагентами.
Если предпроверочный анализ не в пользу налогоплательщика, то его вносят в план выездных налоговых проверок.
Перед проверкой вызывают на беседу.
Согласно свежим пояснениям ФНС в письме за март 2021 года (Письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2021 г. № СД-19-2/141 «О целесообразности проведения выездной налоговой проверки»), такой проверке как правило предшествует вызов налогоплательщика на беседу в инспекцию.
До назначения выездной налоговой проверки чаще всего инспекция уведомляет налогоплательщика о выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности рисках и приглашает налогоплательщика на территорию инспекции на встречу для пояснения по возникшим вопросам. Еще такие встречи называют комиссиями, рабочими группами и т.п.
На встречу налогоплательщика приглашают через уведомление. В уведомлении инспекция обязана указать основание для приглашения налогоплательщика.
Если налогоплательщик не является на встречу или его доводы не убеждают инспекцию, то данный налогоплательщик утверждается в плане ВНП.
У налогоплательщика нет права попросить перенести выездную налоговую проверку, также нет права и на то, чтобы в ходе проведения ВНП потребовать ее приостановки.
Как проходит проверка.
Согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.
Что должно быть указано в решении о ВНП:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика,
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке,
- периоды, за которые проводится проверка,
- ФИО и должности сотрудников налоговой, которые будут проводить выездную налоговую проверку.
не более 3 календарных лет – составляет ограничение периода проверки. Трехлетний отчет идет с года, по которому принято решение о проведении проверки.
2 месяца – составляет максимальное время проведения выездной налоговой проверки. Указанный срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в некоторых случаях — до 6 месяцев.
1 месяц – максимальный срок проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика.
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Какие действия вправе предпринимать инспекторы в ходе ВНП:
- истребовать документы компании,
- истребовать документы у контрагентов проверяемой компании,
- изымать документы у налогоплательщика,
- проводить осмотры помещений,
- проводить допросы свидетелей,
- проводить экспертизы с привлечением экспертов,
- проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.
Основания для приостановки ВНП:
- истребование документов,
- проведение экспертизы,
- перевод документов на русский язык,
- получения информации от иностранных государственных органов.
Приостановить ВНП можно только единожды, на срок не более чем 6 месяцев. Еще на три месяца приостановка может быть продлена в случае длительного ожидания информации от иностранных государственных органов. Приостановка и возобновление ВНП обязательно должны быть проведены решением руководителя налогового органа.
В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке. Налогоплательщик должен принять ее под подпись. По результатам ВНП в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт составляется как при обнаружении нарушений, так и при отсутствии выявленных нарушений.
90% проверок выявляют нарушения налогового законодательства.
Подстелить соломки.
Избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории возможно. Правило простое, оно давно сформулировано: «знал бы где упасть, соломки бы подстелил». Вовремя понять, где может быть падение, призваны электронные сервисы СБИС.
СБИС Финансовый анализ дает экономическую и финансовую оценку работы компании, позволяет выбрать правильную налоговую политику.
А СБИС Электронная отчетность позволяет не раздражать лишний раз налоговую неточными и несвоевременными отчетами, помогает избежать штрафов и оперативно реагировать на запросы со стороны инспекции.
Упомянутое выше в статье решение СБИС Проверка контрагентов позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть по вине партнера. Зачастую такие проблемы не лежат на поверхности и при первом приближении не видны
Подробнее о том, как подключиться к СБИС и избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории, вам готовы рассказать наши специалисты.
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.
#{data.title}
Любая компания старается избежать выездную налоговую проверку, устраняя причины, которые могут стать основаниями для ее проведения. Одной из таких причин является наличие недоимок, как свидетельства недобросовестного выполнения организацией своих налоговых обязательств.
Положения п. 2 ст. 11 НК РФ определяют недоимку как сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Недоимка может быть погашена налогоплательщиком в добровольном порядке. Однако кроме самого налога нужно будет также перечислить пени в бюджет, рассчитанные с учетом количества дней просрочки платежа.
В связи с этим у налогоплательщика зачастую возникает резонный вопрос о том, как можно снизить размер налоговой недоимки непосредственно до принятия налоговыми органами решения о проведении выездной налоговой проверки.
Наиболее целесообразными представляются два варианта разрешения ситуации.
Первый вариант касается снижения непосредственной суммы недоимки, уже образовавшейся на определенный момент времени.
В таком случае пени и штраф будут начислены до момента уплаты недоимки, тем самым предоставляя налогоплательщику возможность погасить задолженность до проведения выездной налоговой проверки.
У налоговых органов при таком раскладе уже не будет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за наличие недоимок по уплате налогов.
Второй вариант представляет собой уплату налогоплательщиков суммы налога в большем размере, чем это необходимо. Возврат излишне взысканного налога будет осуществляется после зачета этой суммы в счет недоимки.
Так, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 г.
№ 1277-О, в случае образования у налогоплательщика переплаты по налогу на нее распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку уплата налога в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.
В связи с этим статьями 78 и 79 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат излишне уплаченной либо взысканной суммы налога, за исключением случаев, когда у него имеется налоговая задолженность. Налоговый орган в этом случае самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного либо взысканного налога в счет погашения данной задолженности (абзац второй п. 1 ст. 79 НК РФ).
Однако даже несмотря на применение налогоплательщиком всех возможных средств для устранения каких-либо пробелов, неточностей в части осуществления их налоговой обязанности, важно отметить, что на практике предприятию пережить выездную налоговую проверку без потерь практически невозможно. Это значит, что согласно статистическим данным, если выездная проверка началась, то ее результатом станет решение о привлечении к ответственности.
Именно это решение, которое принимается налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки, может стать основанием для начисления налогоплательщику штрафов.
В связи с этим возникает вопрос о возможности обжалования решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в части снижения назначенного штрафа.
Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. После соблюдения данного досудебного порядка урегулирования спора налогоплательщик имеет право обратиться в суд для защиты его прав и законных интересов.
При обжаловании акта налоговой проверки в суд налогоплательщик вправе сразу приложить, либо предъявить суду в ходе судебного разбирательства документы, подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Кроме простых возражений на акт налоговой проверки, налогоплательщик имеет также право заявить о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.
Такое право можно реализовать и в том случае, когда налогоплательщик в целом согласен с фактом допущенного им правонарушения, но желает уменьшить размер определенного штрафа.
Согласно п.4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или тяготеющие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
- Так, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность установлен пунктом 1 статьи 112 НК РФ, а именно:
- · совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- · совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- · тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- · иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
- Данный перечень является открытым, поскольку предусматривает возможность признать иные обстоятельства, смягчающими ответственность по усмотрению суда, или налогового органа.
- Помимо названных выше, на практике смягчающими основаниями, которые могут повлечь за собой снижение размере штрафа, могут быть признаны следующие обстоятельства, подтвержденные актами судебной практики:
Чем опасна для вашей компании тематическая налоговая проверка?
Когда ФНС РФ начала использовать программное обеспечение АСК НДС-2, которое позволило контролировать разрывы в цепочке уплат НДС, положение налогоплательщиков изменилось.
Меняются тренды фискального контроля
Раньше вычеты НДС по «недобросовестным» контрагентам можно было проверить в рамках комплексной выездной или камеральной проверки. При этом комплексные выездные проверки назначались при перспективах доначислений от 15-20 миллионов рублей, а срок камеральных проверок составлял всего 3 (сейчас уже 2) месяца.
Сейчас под ударом могут оказаться фирмы с «белыми» техническими контрагентами и гораздо меньшими суммами вероятных доначислений. Необходимость пополнять бюджет и финансовый кризис диктуют свои правила.
Кто оказывается в зоне риска
В первую очередь, инспекторы обращают внимание на разрывы по НДС. Если компания допускает такое, то тематическая выездная проверка с большой вероятностью будет, вопрос лишь в сроках. Поэтому если вы проверили себя и нашли слабое место, стоит заранее готовиться, сразу же обращаться к юристам, а не ждать, когда к вам нагрянут.
Размер разрыва может составлять и несколько сотен тысяч рублей. В 2018 году этого достаточно, чтобы заинтересовать ФНС РФ. Сами инспекторы говорят, что в первую очередь при принятии решения о назначении тематической выездной налоговой проверки они ориентируются на:
- данные, полученные в результате использования программы АСК НДС;
- сведения, поступившие от МВД;
- информацию от Росфинмониторинга.
Особый акцент делается на работе с компаниями-однодневками. Если кто-то в цепочке не заплатил НДС, это сразу же становится заметно, причём информацию сейчас собирают уже за довольно большие прошлые периоды. И не имеет значения, к какому именно звену относится проблемный поставщик: он может быть вторым или третьим. Это не избавит компанию от претензий со стороны налоговых органов.
Очень пристально изучаются любые контакты, которые были с фирмами-однодневками 3 года тому назад, когда программа АСК НДС ещё не работала в полную силу. Если тогда налоговая что-то упустила, то сейчас она может это возместить, собирая информацию по разным источникам.
Инспекторы очень плотно работают с недобросовестными налогоплательщиками, приравненными к фирмам-однодневкам, а также со всеми, кто с ними сотрудничал.
Под недобросовестными налогоплательщиками понимаются фирмы с массовыми юридическими адресами (директором, учредителем), с отсутствующими материальными ресурсами, у которых нет собственного штата.
Характерными признаками является также нулевая или близкая к нулю отчётность, транзитный характер переводов. Если ваша компания имела дело с такой фирмой, даже если контакты шли через кого-то, то вы оказались в зоне риска.
Почему вопросы возникают к вашему бизнесу, а не к данной компании? С учётом того, что взыскать налоги с «технической» фирмы невозможно, вопросы появляются к тем организациям, которые контактировали с проблемной компанией. Кроме того, налоговая вполне способна устроить проверки сразу нескольким юридическим лицам.
Как проходит тематическая выездная налоговая проверка по НДС
Кроме того, со слов налоговиков, летом 2018 года стал актуальным внутренний (ДСП) регламент ФНС РФ по назначению и проведению тематических выездных налоговых проверок. Он пока не доступен к изучению всем желающим.
Основная специфика осуществления такой проверки заключается в том, что она проводится по конкретному налогу, периоду и даже контрагенту и чаще всего за небольшой промежуток времени. Так инспекторы сокращают себе объём работы, но увеличивают возможность найти основание для доначисления налогов. То есть шансы, что проверяющие что-то пропустят или не заметят, очень малы.
У инспекторов в рамках тематических проверок имеются все полномочия, установленные для комплексной выездной налоговой проверки. Это значит, что они могут:
- запросить документы организации;
- назначать и проводить экспертизы;
- опросить вас, ваших сотрудников и иных лиц (в том числе контрагентов);
- произвести выемку документов;
- осмотреть помещения;
- привлечь сотрудников правоохранительных органов со всеми вытекающими последствиями.
Риски для вашей компании при проведении тематической проверки такие же, как и при обычной ВНП.
Чтобы отстоять позицию своей фирмы, вам нужен грамотный и подкованный юрист, который очень хорошо понимает, что происходит, знает, на что имеют права инспекторы, а на что – нет, какую информацию им нужно предоставлять, в каком виде.
Благодаря присутствию адвоката реально предупредить нарушение ваших прав, пресечь злоупотребления со стороны инспекторов, зафиксировать нарушения процедуры проведения осмотра помещения, опроса работников и т. д.
Своевременное привлечение юристов поможет не разориться. Кроме того, против директора могут возбудить уголовное дело, взыскать с него налоги организации в рамках привлечения к субсидиарной ответственности. Длительная тематическая проверка мешает бизнесу нормально функционировать. Но, в первую очередь, она означает потерю значительных сумм.
Налоговые юристы помогают справиться с подобными ситуациями, предупредить проведение тематической выездной проверки ещё на стадии запроса или провести её с минимальными потерями для вашей фирмы. Благодаря присутствию адвокатов вполне реально избежать риска выдачи лишних документов.
Дело в том, что в проведении именно тематической проверки есть определённое преимущества и для налогоплательщика: он обязан предоставлять данные только по тому, что непосредственно относится к предмету проверки. А чем меньше у инспекторов будет на вас информации, тем лучше для вас.
Первая консультацию адвоката абсолютно бесплатна.
Детали в любом случае всегда оговариваются лично. Сотрудничество с клиентами у нас проходит на условиях строгой конфиденциальности.