Советы юриста

Виды налоговых проверок и их особенности, о которых важно знать

Налоговая проверка — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Как указано в “Концепции планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.

2007 N ММ-3-06/333@, налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Порядок проведения налогового контроля в виде налоговых проверок, сроки и периодичность их проведения регулируются главой 14 Налогового кодекса.

Кто проводит проверку?

Налоговый контроль проводят должностные лица налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Камеральные проверки

Камеральную (документальную) налоговую проверку практически постоянно проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. 

Проверка проходит в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 Налогового кодекса РФ). При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст.

81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации.

Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки. 

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной приоритетной формой налогового контроля налоговых органов.

Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

На основании камеральных проверок, налоговые органы, руководствуясь определенными критериями, отбирают налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Виды налоговых проверок и их особенности, о которых важно знать

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Выездные налоговые проверки

Согласно 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок определяет критерии налоговых рисков, по которым в результате аналитической работы налоговыми органами проводится отбор налогоплательщиков для включения их в план выездных налоговых проверок. Критерии рисков общедоступны, размещены на интернет-сайте ФНС России и регулярно обновляются.

  • Вот эти критерии на сегодняшний день:
  • 1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
  • 2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • 3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;
  • 4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
  • 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
  • 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
  • 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п;

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

Таким образом, система планирования выездных налоговых проверок, которая доступна каждому налогоплательщику, позволяет налогоплательщику самостоятельно оценить свои налоговые риски и уточнить налоговые обязательства, не дожидаясь проведения выездной налоговой проверки.

Необходимо иметь в виду, что налоговые органы, в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ, наделены широким полномочиями требовать документы осматривать помещения, проводить выемки документов, проводить допросы свидетелей. Весь этот арсенал прав налоговики используют без стеснения, если дело доходит до выездной проверки. 

Более того, поскольку выездной проверке предшествует камеральная, налоговые органы точно знают куда смотреть и о чем спрашивать. Это нужно иметь ввиду для того, чтобы объективно оценивать риски проверки и начисления дополнительных налогов и штрафов.

Встречные налоговые проверки

Любая налоговая проверка может обернуться встречной проверкой. Встречная проверка проводится для подтверждения реальности хозяйственных операций.

Например, камеральной проверкой установлены затраты на покупку молока у фирмы, основной вид деятельности которой переработка металлолома.

Обнаружив такую странную операцию, налоговики попросят металлоломщиков показать свой экземпляр счета-фактуры и проверят его отражение в соответствующей декларации. Это и будет встречная проверка.

  • Виды налоговых проверок и их особенности, о которых важно знать

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок

Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:

  1. те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
  2. и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.

Безусловных нарушений два:

  1. Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
  2. Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой  проверки. 

Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.

  1. Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
  2. Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
  3. Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
  4. Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику. 

Обязательно необходимо понимать, что решение по дополнительным основаниям не отменят, если нарушения установлены и подтверждены законными доказательствами. Для недопущения нарушений налоговых органов обращайтесь за квалифицированной помощью адвоката по налоговым преступлениям.

Краткий перечень нарушений, который поможет оперативно сориентироваться и оспорить решение налоговых проверок

Решение можно оспорить если: 

  • Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела;
  • Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем;
  • В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка;
  • Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ;
  • Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ;
  • Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.

Обращайтесь за юридическим сопровождением налоговых проверок только к опытным специалистам!

Рекомендуем к прочтению:

5 причин посадить честного предпринимателя

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок регламентированы налоговым законодательством РФ. Какие именно виды проверок могут проводить налоговики, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Читайте также:  Блокировка счета юрлица или ИП: как ее не допустить

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Виды налоговых проверок и их особенности, о которых важно знать

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас. 

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов.

Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок Назначение
Комплексная Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Тематическая Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др. Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Целевая Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот. Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Контрольная
  • Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.
  • Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.
  • Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС — 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу.

Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций.

При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам.

При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д.

Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Налоговые проверки в 2023 году. Что нужно знать каждому предпринимателю

Начнем с хорошей новости. До 2030 года действует мораторий на плановые проверки в рамках закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Мораторий на плановые проверки, а также ограничения на проведение внеплановых проверок введены постановлением Правительства от 10.03.2022 № 336.

Исключения, на которые указанный мораторий не распространяется:

  • объекты контроля категорий чрезвычайно высокого и высокого риска;
  • опасные производства II класса опасности;
  • гидротехнические сооружения II класса;
  • проверки по № 294-ФЗ без риск-ориентированного подхода.

Какие еще льготные условия, перечисленные в моратории, действуют до 2030 года:

  • продлевается мораторий на плановые проверки государственных и муниципальных детсадов, начальных и средних школ, если их объекты контроля имеют категорию чрезвычайно высокого и высокого риска. Вместо плановых проверок могут проводить однодневные профилактические визиты.
  • вводится дополнительное контрольное мероприятие – профилактический визит по поручению президента, председателя правительства или его заместителей. В отличие от обычного профилактического визита, от такого визита нельзя будет отказаться.

Примечательно, что выездную проверку в аккредитованных IT-компаниях смогут провести только с разрешения вышестоящего налогового органа. Это правило будет действовать до 3 марта 2025 года.

https://www.youtube.com/watch?v=NeOMUpyNstI\u0026pp=ygV00JLQuNC00Ysg0L3QsNC70L7Qs9C-0LLRi9GFINC_0YDQvtCy0LXRgNC-0Log0Lgg0LjRhSDQvtGB0L7QsdC10L3QvdC-0YHRgtC4LCDQviDQutC-0YLQvtGA0YvRhSDQstCw0LbQvdC-INC30L3QsNGC0Yw%3D

Согласно постановлению Правительства от 01.10.2022 № 1743 плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки будут осуществляться только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Предусмотрено, что контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Это необходимо сделать не позднее, чем за два месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия.

В таком случае контрольный (надзорный) орган включит профилактический визит в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год. 1 октября 2022 года в данное постановление внесли важные изменения: мораторий на плановые проверки продлили на 2023 год.

Необходимо также отметить, что мораторий распространяется только на контрольные мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Это означает, что могут и будут проводить контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, рейдовый осмотр, инспекционный визит, выездные и документарные проверки (ч. 2 ст. 56 закона № 248-ФЗ).

Но и это не все, есть и иные исключения. Так, ограничения на внеплановые проверки уже не будут действовать (постановление Правительства от № 1743).

  • В 2023 году внеплановые проверки разрешены. А еще, начиная с 2023 года, обжаловать решение, действия или бездействие должностных лиц нужно сначала в вышестоящий орган. Подать жалобу в суд без досудебного обжалования нельзя.
  • Профилактические и контрольные мероприятия не запрещены. Профилактические визиты могут быть обязательными и необязательными. По общему правилу, можно отказаться от обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган за три рабочих дня до даты его проведения.
  • Налоговые проверки по-прежнему можно проводить, поскольку они не попадают под действие закона № 248-ФЗ.
Читайте также:  Аутсорсинг бухгалтерских услуг — почему это выгодно

Исключение: в 2023 году не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.

Знания о порядке и особенностях проведения проверок налогового органа полезны и бухгалтерам, и учащимся финансовых специальностей, и предпринимателям, и тем, кто только планирует начать свое дело. Вы можете уже сейчас освоить специализацию бухгалтерского сопровождения онлайн – школ, на которую есть высокий спрос!

А если у вас свой бизнес или вы планируете его открывать, то сможете обезопасить себя, контролировать все процессы в вашем деле, не зависеть от других людей, имея фундаменальные знания и навыки.

На курсе «Финансовый советник онлайн – школ» осваиваем 18 основных модулей + 4 бонусных модуля, каждый из которых приближает вас к освоению востребованного направления в мире финансов. После завершения обучения Вы получите диплом установленного образца.

Регистрируйтесь сейчас, пока действуют бонусы.

Каким образом ФНС определяет, кого из налогоплательщиков следует проверить и как выбирает способ проверки

Если ответить на этот вопрос вкратце, то налоговая инспекция составляет план проверок. В этот план, в порядке очередности, включает наиболее интересных ФНС лиц. Для этого налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая есть в их распоряжении.

В первых рядах такого списка окажутся те налогоплательщики, которые, по мнению ФНС, участвуют в схемах ухода от налогов, а также те, у которых, предположительно, есть иные налоговые нарушения.

Критериев, о которых идет речь, 12, и все они приведены в Приложении 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям.

Совсем не обязательно, что если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель соответствуют отдельным критериям, то к нему придут с проверкой. Вместе с тем, чем больше «баллов» из вышеперечисленных 12 набирает налогоплательщик, тем больше вероятность визита проверяющих к такому «победителю».

В то же время, не стоит делать вывод о том, что если налогоплательщик не соответствует ни одному критерию, то его в любом случае минует проверка. В случае несоответствия указанным критериям налогоплательщик все равно может подвергнуться проверке, поскольку закон не запрещает ее проводить.

Что представляет собой проверка налогового органа

Основные виды налоговых проверок – камеральные и выездные.

Что проверяют

В ходе камеральной проверки проверяют ошибки в декларации (расчете), своевременность ее подачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога, по которому вы отчитывались, либо право на получение вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК).

В ходе выездной проверки проверяют правильность расчета и уплаты одного или сразу нескольких налогов (сборов, страховых взносов) (п. п. 3, 4 ст. 89 НК).

Почему проверяют, как принимают решение о проведении проверки

Камеральную проверку проводят без специального решения. Ее основание – декларация (расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке) и документы, которые вы самостоятельно сдали в инспекцию или которые имеются у нее (п. п. 1, 2 ст. 88 НК).

Выездную проверку проводят только на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 1 ст. 89 НК).

Где проверяют

Камеральную проверку проводят на территории инспекции, без выезда к налогоплательщику (п. 1 ст. 88 НК). Выездную проверку обычно проводят по месту нахождения налогоплательщика. Однако если у налогоплательщика не указано место нахождения, то проверку проведут в инспекции (п. 1 ст. 89 НК).

В какой срок проверяют

Камеральную проверку на основании отчетности проводят в течение трех месяцев со дня подачи декларации (расчета). Этот срок не продлевается, за исключением проверки деклараций по НДС (в данном случае срок проверки составит два месяца), и этот срок могут продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений.

Камеральную проверку по заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке проводят в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления. Этот срок можно продлить до трех месяцев, если есть признаки нарушений (п. 2 ст. 88 НК).

Срок выездной проверки – два месяца с даты вынесения решения. Его могут продлить до четырех – шести месяцев. Если отдельно проверяют филиал или представительство, срок проверки – не больше одного месяца (п. п. 6, 7 ст. 89 НК).

Непрерывность проверки

Камеральную проверку не могут приостановить, а выездную проверку – могут.

За какой период проводят проверки

Камеральную проверку проводят за тот период, который охватывает поданная налогоплательщиком декларация, расчет, заявление о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (п. 1 ст. 88 НК).

Выездная проверка может охватывать три года, которые предшествуют году проверки (п. 4 ст. 89 НК).

Как часто могут проверять

Камеральную проверку проводят по каждой поданной декларации (расчету, заявлению о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке), в том числе и по уточненной декларации (п. 1 ст. 88 НК). Выездную проверку, по общему правилу, не должны проводить больше двух раз за календарный год (п. п. 5, 7 ст. 89 НК).

Отдельно стоит выделить такое понятие, как мероприятия налогового контроля.

В рамках камеральной проверки круг таких мероприятий ограничен. Могут запросить документы, подтверждающие льготы налогоплательщика или еще какие-либо документы, необходимые для принятия того или иного решения, например, если налогоплательщик применяет налоговые льготы или заявил НДС к возмещению (п. п. 6, 7, 8 ст. 88 НК).

Выездная проверка в данном случае отличается тем, что при ее проведении используется более широкий инструментарий в части мероприятий налогового контроля (п. п. 9, 12, 13, 14 ст. 89, ст. ст. 90 – 97 НК):

  • истребование документов, которые относятся к предмету проверки;
  • допрос свидетелей;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение эксперта (специалиста), переводчика для участия в проверке;
  • осмотр помещений и территорий;
  • осуществление выемки документов и предметов.

Итог выездной проверки

Итак, проверка завершена. Что считается итогом камеральной, а что – итогом выездной проверки?

После завершения камеральной проверки оформляют акт, в том случае, если есть нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК). Документальное оформление выездной проверки требуется в любом случае, независимо от наличия выявленных нарушений, поэтому по итогам выездной проверки составляют справку, а затем акт (п. 1 ст. 100 НК).

Реклама: ИП Муравьева, ИНН: 782509312662, erid: LjN8KZXTq

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

  • Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.
  • Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.
  • Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка начинается по решению руководителя ИФНС, если компания попала в план проверок (подробнее о критериях отбора претендентов на выездную проверку читайте в публикации «Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»). Выездная налоговая проверка затрагивает три года, предшествующих началу этой проверки (в исключительных случаях проверка может затрагивать и текущий год, например, при выездной проверке по НДФЛ). Камеральная налоговая проверка проводится по факту сдачи налоговой декларации. Решение/разрешение со стороны руководства налоговой инспекции для проведения «камералки» не требуется. Камеральная проверка проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов.

При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок.

Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Проверяется правильность уплаты налогов (одного или сразу нескольких) за предыдущие три года. Проверяется своевременность сдачи, правильность расчета и уплаты конкретного налога за налоговый период (месяц, квартал, полугодие).

Важно!

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги.

Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Читайте также:  Как пройти выездную налоговую проверку с минимальными потерями

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Выездные проверки проводит налоговая на территории налогоплательщика (если налогоплательщик не может предоставить помещение, то выездная проверка проводится на территории ИФНС, реже – на территории иной организации, подробнее об этом читайте в публикации «Выездная проверка вне офиса: есть ли смысл принимать налоговиков за пределами компании?»). Камеральная проверка проводится в помещении ИФНС.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр.

Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. Камеральная проверка налоговой декларации длится 3 месяца с даты ее представления. Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен. С 3 сентября 2018 года срок проведения «камералки» по возмещению НДС добросовестным компаниям составляет 2 месяца.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@. Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания».

Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др.

Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни.

Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании.

Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Не более 2-х выездных проверок в течение одного календарного года. Исключение составляют повторные проверки. Проверяется каждая поданная декларация, в том числе уточненная.

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Инициатором выездной налоговой проверки всегда является ИФНС. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. Камеральные проверки проводит ИФНС (сотрудники профильного камерального отдела: по прибыли, по НДС и т.д.).

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).
В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации. Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке. Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но его ИФНС присылает, только если в декларациях есть ошибки/нарушения. То есть в случае успешного прохождения камеральной проверки налогоплательщик не получает никаких «бумажек».

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того:

  • существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами;
  • налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании;
  • директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.
По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф (в том случае, если декларация была сдана с опозданием).

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверкаКамеральная налоговая проверка
Средняя «цена» одной выездной налоговой проверки компании составляет 22 млн руб. Это данные в среднем по России. В Москве одна результативная выездная проверка приносит в среднем 54,17 млн руб. Средняя цена «камералки» по РФ – 17,9 тыс. руб. (в Москве – 66,6 тыс. руб.).

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

***

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Темы

собственнику консалтинг налоговые проверки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *