+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12

Закон «О защите прав потребителей». Ответственность продавца (исполнителя)

Было бы не совсем корректно утверждать, что Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» с первого прочтения может быть до конца понятен каждому. Сложный текст, значительный объём, большое количество внутренних отсылочных норм затрудняют, к сожалению, восприятие этого законодательного акта неспециалистом.

Моя практика показывает, что предприниматели в большинстве случаев знакомятся с указанным Законом вскользь и бегло прочитывают его не более одного раза. Этого явно недостаточно, так как размер неустойки и штрафа, которые они оказываются вынужденными уплатить в результате вынесенного в пользу потребителя судебного решения, бывают для них очень неожиданными.

Итак, необходимо запомнить, что за нарушение установленных Законом сроков исполнения обязательств перед потребителем продавец (исполнитель) обязан уплатить неустойку в размере 1 (Одного) процента цены товара (цены выполнения работы). Какие это обязательства? Для краткости я позволю себе сказать так: указанная ответственность устанавливается за нарушение сроков выполнения всех законных требований потребителя, вызванных ненадлежащим исполнением продавцом (исполнителя) своих обязательств. Что характерно, за нарушение сроков возмещения потребителю убытков эта неустойка также взыскивается в таком же размере. К этому надо быть готовым и, когда потребитель предъявит какое-либо требование, вспоминать о таком размере неустойки в первую очередь.

Вряд ли кто-то из предпринимателей найдёт в себе силы уплатить эту неустойку добровольно. Часто, очень часто требования граждан не удостаиваются даже совсем краткого письменного ответа. Поэтому потребитель идёт в суд самостоятельно, или общество защиты прав потребителей за него. Для ознакомления c некоторыми результатами соответствующих судебных дел я настоятельно рекомендую ознакомиться с рубрикой Законодательство на официальном сайте ОО «Белорусское общество защиты потребителей» www.bozp.by.

Допустим, что соответствующие требования потребителя удовлетворены в судебном порядке, и за просрочку, например, устранения недостатков товара предприниматель обязан выплатить потребителю в качестве неустойки две цены товара. Пока шёл обмен любезностями да судебное разбирательство, просрочка в семь-восемь месяцев вполне может образоваться, и это ещё не предел. Закончится ли всё на уплате неустойки? Нет. Сверх неустойки придется и:

а) возмещать убытки, причиненные недостатками товара;

б) компенсировать моральный вред.

И это ещё не все. Если суд удовлетворил иск о защите прав потребителей, поданный ОО «Белорусское общество защиты потребителей» или органом власти, то предприниматель будет обязан уплатить также штраф в размере ста процентов от взысканной в пользу потребителя суммы.

Изложенное выше настолько впечатляет, что далеко не у всякого предпринимателя укладывается в голове. Однако ни с чем не сопоставимые потери в результате конфликта с потребителем являются реальностью. Полностью исключить их вероятность, разумеется, нельзя. Но можно такие потери минимизировать, если:

- вы имеете грамотно составленный договор с потребителем;

- моментально направляете потребителю письменный ответ на любое его требование, причем заказным письмом с уведомлением;

- открыто идёте на контакт с потребителем по поводу заявленных им требований, письменно оформляете результаты любых связанных с этим действий, принимаете все возможные меры для досудебного урегулирования спора.

Впрочем, это тема уже для другого материала.

02.12.2015

Полезная информация Статьи Образцы документов Последние новости
Документы, срок действия которых продлевается 2020-05-22 09:07:12

Опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.05.2020 № 2...Подробнее

О продлении срока действия документов 2020-05-20 08:23:50

19 мая 2020 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 172, в соответст...Подробнее

Юрист Кешишев Алексей Александрович 2020-02-25 08:52:36

Консультация юр...<a href=Подробнее

Все новости