+375 29 112-28-51 +375 29 743-04-12

Ответ на претензию

Составление обоснованного и разумного ответа на письменные требования контрагента является необходимым условием благополучного разрешения любого экономического спора. К подготовке такого ответа предъявляются особые требования, так как он должен максимально способствовать урегулированию конфликта и одновременно не стать поводом для ухудшения правового положения получателя претензии.

С сожалением необходимо признать, что в нашем деловом сообществе принято не утруждать себя составлением ответов на претензии партнеров.

Вместе с тем формулировка правовых норм, регулирующих претензионный порядок урегулирования споров, подразумевает, что письменное уведомление контрагента о результатах рассмотрения его претензии является не правом, а обязанностью лица, которому претензия была адресована. В пункте 6 Претензионного порядка урегулирования споров (приложение к ХПК) содержится императивное предписание об этом, а также установлен срок представления ответа на претензию, требования к оформлению ответа и порядок его направления.

Ответ на претензию должен быть составлен в письменном виде, подписан получателем или уполномоченным им лицом и направлен заявителю в претензии в месячный срок со дня получения претензии заказным письмом обязательно с обратным уведомлением либо вручен под роспись заявителю или уполномоченному им лицу. Единственное, что моет быть изменено законодательством или договором между сторонами – это срок представления ответа. Например, стороны своим соглашением могут установить меньший или больший срок для рассмотрения претензий, связанных с отношениями по заключенному между ними договору.

Да, закон не предусматривает прямой ответственности за оставление претензии без ответа. Однако негативные последствия игнорирования претензий в законе указаны. В частности, оставление без ответа полученной претензии для целей приказного производства свидетельствует о признании должником изложенных в ней требований. Также при разрешении вопроса о наличии оснований для уменьшения неустойки такое поведение ответчика будет расценено судом в качестве препятствующего досудебному урегулированию спора (часть вторая статьи 314 Гражданского кодекса).

Я не могу сказать точно, откуда в гражданские правоотношения пришла практика игнорирования претензий, обращений и других «неудобных» юридических документов. Возможно, принцип «ничего не признавать и не подписывать» и оправдан как линия поведения определенных субъектов некоторых других отраслей права. Но в современных деловых отношениях очень много конфликтов заходит в тупик, влечет неоправданные финансовые затраты, потери времени и нервов именно из-за того, что одна сторона оставляла без внимания обращения второй стороны на досудебном этапе.

Поэтому, даже не рассматривая вопрос с точки зрения деловой этики и сохранения партнерских отношений, ни одну из полученных претензий нельзя оставлять без ответа.

Если требования контрагента обоснованы, необходимо принести свои извинения и предложить пути выхода из создавшейся ситуации. Если контрагент заблуждается, следует опровергнуть его доводы со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства. Практика показывает, что чем больше открытости, чем больше у сторон стремления к урегулированию конфликта, тем меньше будут вызванные этим конфликтом потери.

Юрист Кешишев Алексей Александрович

Телефоны: 375-29-112-28-51 (А1), 375-29-743-04-12 (МТС)

Электронная почта: alfalegem@tut.by

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 14 октября 2019 года.

Полезная информация Статьи Образцы документов Последние новости
Юрист Кешишев Алексей Александрович 2019-11-02 13:41:43

Консультация юр...<a href=Подробнее

Не позволяйте себя обманывать 2019-10-21 07:42:52

В Беларуси продолжается деятельность коммерческих организаций, успешно зарабатыва...Подробнее

Презумпция добросовестности. Необходимо постановление Пленума Верховного Суда 2019-10-07 11:40:12

Проблемы определения пределов правомерной налоговой оптимизации, наличия основани...Подробнее

Все новости